Неделя по Богоявлении

Дорогие братья и сестры!

Сегодняшний воскресный день называется Неделя по Богоявлении и мы читали в Евангелии как Господь оставил Назарет и поселился в Капернауме приморском, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

Господь ничем не отличался внешне от других людей. Так почему же с Его приходом людям воссиял свет? Свет воссиял в проповеди Спасителя. Ум человеческий после грехопадения первых людей пребывал во мраке, от него сокрыта была истина. Господь в Своей проповеди открывал людям эту истину, которая и просвещала светом людей. В чем же заключалась эта проповедь? Об этом говорится далее в Евангелии: С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Призыв к покаянию просвещал умы людей. Потому что грех изгнал человека из Царства Небесного, грех умертвил человека, сделал его смертным. Душа жила грехом, который доставлял ей жизнь в этом земном существовании и поэтому душа была под властью греха. Ум человека был направлен на то, чтобы служить греху, удовлетворять всем его требованиям. И для поврежденного человеческого естества это считалось правильным, являлось смыслом жизни. Поэтому и говорится, что человек пребывал во мраке, так как грех это вражда против Бога, Который является Источником жизни для души, а человек служил тому, что доставляло его душе вечную смерть и считал это правильным, т.е. совершенное ослепление ума, который находился в полном и совершенном мраке.

Сын Божий пришел спасти человека. В чем заключалось спасение? В том, чтобы избавить человека от власти греха, даровать прощение грехов и тем самым сделать человека причастником Царства Небесного. Но при этом человек сам должен захотеть избавиться от греха, так как по своей природе сотворен совершенно свободным, а для этого необходимо осознать, что грех есть зло, возненавидеть его в себе и захотеть избавиться от него. Все это и составляет покаяние, которое просвещает человека, уводит от тьмы.

Но покаяние не легко для людей. Если кто-то какое-то время находится в темноте и выходит на свет, то закрывает глаза, так как ему тяжело смотреть на свет после тьмы. Так же и ум человека, пребывающий во тьме и видевший для себя благо в служении греху, естественно не переносит того, что бы осознать, что грех это зло, что нужно каяться в этом грехе. Из за чего не все принимали проповедь Спасителя, многие отворачивались от этого света, пытались затушить его. Потому что тьма или служение греху было естественно для падшего человека, поэтому израильский народ ждал спасителя как земного завоевателя, который завоюет для них весь мир и таким образом люди безгранично смогут удовлетворять сребролюбию, гордости, тщеславию и пр. Все это было естественно для понимания ветхого человека и поэтому проповедь Спасителя о покаянии и смирении многие люди не могли понять и принять. Но в тоже время многие люди смогли найти в себе силы, чтобы последовать этой проповеди, чтобы избавиться от той тьмы, в которой они находились, чтобы избавиться от греха, который доставлял временную жизнь душе, но лишал жизни вечной, эти люди обратились к покаянию и стали причастниками того света, которым Господь просвещал всех тех людей, где звучала Его проповедь.

Мы видим, что для того, что бы наследовать Царство Небесное, от человека требуется всего лишь покаяние, осуждение себя за грех и желание избавиться от греха, служения греху, которое должно подтверждаться и делами, которые заключаются в том, что человек прикладывает от себя усилия в борьбе с грехом. А уже избавляет человека от греха и делает причастником вечной жизни Сам Господь. И кажется, что все так просто и легко, всего лишь покаяться. Но на самом деле, все не так просто как кажется, необходимы усилия, чтобы обрести покаяние, так как многое в нас противится ему, это и саможаление и самооправдание, нерадение, какое-то забвение или притупление осознания того, что нам необходимо бороться с греховными страстями, особенно когда какая либо страсть восстает на нас, обостряется в нас, в постоянном желании удовлетворять ее похотям, мы забываем, перестаем думать, что нам необходимо бороться с этой страстью и многое другое. И в этом случае, мы должны представлять весы, на одной чаше которых все наши временные земные удовольствия и блага, а на другой вечная жизнь с Богом, вечное благо, которое в этой земной жизни мы даже не можем себе представить. И в этом случае, как бы не жгла нас какая то страсть, как бы наш ум не был занят мыслями ее удовлетворения, каким то далеким и незаметным краешком ума мы начинаем молиться: «Господи, помилуй, Господи помоги!» И мы еще не избавились от этой страсти, мы полностью с головой в ее власти, но мы уже не отворачиваемся от света, который начинает светить нам, нам невыносимо больно смотреть на него, мы жмуримся, отворачиваемся, но все равно поднимаем голову и хотим взглянуть на него, мы уже не боимся этот свет. Мы знаем, что он освящает нас, мы просто не можем на него пока взглянуть, но мы знаем, что он спасителен для нас и в нас начинает пробуждаться покаяние, мы может еще не прикладываем усилия, направленные на борьбу с этой страстью, но уже допускаем мысль, что нужно воздерживаться от этой страсти, и все это несет нам жизнь, заключающую в себе радость, которую никто и никогда не сможет отнять у нас. Будем же, дорогие браться и сестры, стремиться к покаянию, к которому призывает нас сегодня в Евангелии Господь и это покаяние доставит нам облегчение, которое не сможет доставить нам ничто в этой жизни. Аминь.