Неделя о блудном сыне

Дорогие братья и сестры!

Мы продолжаем подготовку к Великому посту и сегодня в Евангелия мы слушали притчу о блудном сыне. О чем эта притча? Эта притча говорит нам о том, что такое покаяние, почему Господь прощает грехи искренне кающемуся человеку.

В данной притче мы читаем, что у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Младший сын тяжело согрешил против своего отца, он расточил имение, которое отец тяжелым трудом зарабатывал для него из-за своей любви к нему. Младший сын презрел всю любовь своего отца к себе, всю его заботы, ради каких-то земных удовольствий поставил ни во что многолетние труды отца, его любовь к себе. Но главное не в том, что он расточил причитающееся ему наследство, а то, что он встал на пагубный путь легкой привольной жизни, заключающийся только лишь в удовлетворении своим страстям и удовольствиям, который ведет человека к погибели. Т.е. младший сын умер для своего отца, тем самым причинив отцу величайшую скорбь, так как какая скорбь может быть больше чем гибель сына, пусть даже не фактическая, а нравственная.

Когда же он истратил все свое наследство, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

Вот последствия греховного поведения младшего сына. Но эти трудности вразумляют его и в нем пробуждается покаяние, так что он, придя в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. В младшем сыне пробуждается глубокое искреннее покаяние, осознание своего греха, осознание того, какую скорбь он принес своему отцу, так что он уже считает себя недостойным называться и сыном, а хочет просить, чтобы его приняли только в наемники. Т.е. младший сын своими делами, своим расположением ума, показывает свое искреннее глубокое нелицемерное покаяние.

Мы видим, что из состояния своей нравственной гибели, душа человека начинает оживать через покаяние. И вот сын встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. Внутренне покаянное состояние, в которое пришел сын, изливается сейчас в словах, в которых сын кается перед своим отцом. Но, что же отец? А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Отец не только не наказывает своего сына, а еще и награждает его перстнем и одеждой и устраивает пир. Почему? – Отец сам объясняет, когда говорит, что сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Когда сын ушел от отца и расточил все свое наследство, то он погиб для отца, доставив этим отцу величайшую скорбь, потому что сын это самое дорогое, что есть у отца на свете. Но когда сын осознал свой грех и искренне раскаялся в нем, осудил себя за него, т.е. возъимел в себе твердое желание не совершать больше этого, то тем самым сын снова ожил для своего отца. Для отца сейчас не имеет значение, что сын нанес ему обиду, и что он растратил имение, которое отец зарабатывал тяжелым трудом, а главное для отца, что сын его раскаялся в этом, сам себя осудил за это, так что даже считает недостойным называться и сыном. Сын, который для отца дороже всего на свете, снова ожил для отца и какая радость может сравниться с этой радостью? Но, если земной отец не может не простить искренне кающегося сына, то тем более Господь, Который любит любого человека несравненно большей любовью, чем земные родители своих детей, тем более Господь прощает искренне кающегося в своих грехах человека.

Дорогие братья и сестры!

Мы не зря читаем эту притчу при подготовке к Великому Посту. Что бы нам приступать к посту с разумением, с осознанием того, для чего мы постимся. Во время поста мы ограничиваем себя в пище и во всем для того, что бы прийти к покаянию, что бы обрести покаяние, покаянное чувство. Потому что само по себе не вкушение какой-либо пищи не делает нас ближе к Богу. Ближе к Богу делает нас покаяние. Покаяние из врагов Божиих делает нас чадами Божиими.

А постимся мы как раз для того, что бы пробудить в себе то покаяние, которое показывает нам блудный сын, чтобы Господь мог простить нас и сделать Своими чадами. Но в тоже время в этой притче мы видим то, чего должны беречься. А беречься мы должны того, чтобы не начать считать себя праведниками, соблюдая пост, не начать осуждать других людей и не начать превозноситься над другими людьми. Все это показывает нам старший брат блудного сына, который, придя с поля и услышав, что в доме идет веселье по поводу возвращения его брата, осудил и брата и отца, а себя превознес, говоря, что он работал у отца не отлучаясь, укоряя отца, что тот не дал ему даже козленка повеселиться с друзьями. Отец говорит старшему сыну, что ты всегда со мной и все что у меня, это все твое, а о том надо было веселиться, что брат твой умер и родился. В притче не говорится, послушался старший сын отца или нет, но мы видим, что перед этим, когда он пришел с поля, то не хотел войти в дом, потому что гордыня и осуждение не давали ему сделать это. Этих грехов и мы должны бояться, чтобы они не разлучили нас с Богом. Для этого мы и готовимся к посту, чтобы пост послужил нам ко спасению. Аминь.