Вторник 16 седмицы. О вкушении неумытыми руками. Мк. 7, 5-16 .

Дорогие братья и сестры!

Сегодня в Евангелии говорилось о том, как фарисеи и книжники спрашивают у Спасителя: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.

Господь отвечает им словами пророка Исаии. Люди чтут Бога только устами, а сердце их далеко отстоит от Бога. Почему сердце их далеко отстоит от Бога? Об этом говорят последующие слова – потому что они учат учениям, заповедям человеческим.

Люди придумывают свои заповеди, которые противятся заповедям Божиим, потому что если б они не противились, то это были бы уже не человеческие заповеди, а Божии, но так как они противятся, поэтому и называются человеческими. Значит, уча заповедям человеческим, фарисеи учат не исполнять заповеди Божии, т.е. люди идут против воли Божией и учат этому других людей. Поэтому если человек чтит Бога только устами и при этом учит каким то своим заповедям, то это его почитание бесполезно, потому что, почитая устами, на деле он идет против воли Божией, враждует против Бога.

Что значит, в сердце быть с Богом? Это значит исполнять волю Божию или заповеди Божии. Но что делать, если человек не в силах исполнить эти заповеди? Тогда человек должен раскаиваться в этом, прилагать все усилия, какие он может, чтобы исполнять данные заповеди, все это и будет приближать сердце человеческое к Богу. Например, человеку заповедано поднять 100 кг. какого то груза, но он не может это сделать, но человек может поднять 10 кг. или 5 кг. или 1 кг., или даже по своей немощи вообще не может ничего поднять, но он может протянуть руку к этому грузу с желанием поднять его. Человек прилагает от себя столько усилий, сколько он может приложить, чтобы исполнить данную ему заповедь, при этом он кается, что не может ее исполнить в той мере, в какой необходимо. Человек хочет исполнить заповедь и искренно раскаивается, что не может ее исполнить, осуждает себя, а своими посильными трудами показывает искренность своего желания и покаяния, что покаяние у него не только на словах, но и в душе и в сердце. Даже, если он пока еще не совершает покаянных трудов, но он пытается, он заставляет себя совершать посильные труды, т.е. человек движется в сторону покаяния. Таким образом, если человеку дается заповедь, исполнение которой выше человеческих возможностей, то эта заповедь дается, чтобы привести человека к покаянию.

Но пребывать в покаянном состоянии для человека тяжело, потому что он находится под властью своих страстей, между которыми одной из главных является гордость. Находясь в покаянном состоянии, осознавая, что не в силах исполнить заповедь, человек не может считать себя праведником, не может тщеславиться, радоваться похвалам. Поэтому он придумывает, что ни будь такое, что делает ненужным исполнение данной заповеди, например, возвращаясь к нашему примеру, если совершить какие-нибудь нетрудные обрядовые действия, можно вообще не поднимать тот груз в 100 кг. или даже вообще не совершать никаких действий, а просто сказать:  те усилия, которые я бы прилагал, чтобы поднять груз – дар Богу – и тогда можно вообще не поднимать никакой груз и не исполнять эту заповедь. Таким образом, в одночасье человек из грешника становится праведником.

Человек не хочет исполнять заповеди Божии, но хочет быть праведником, почитателем Бога, поэтому он придумывает свою заповедь, которую якобы можно исполнять вместо заповеди Божией, придумывает просто так, не основываясь не на чем, опираясь только на свой авторитет и уважение среди людей. Таким образом, заповедь, которая должна устремлять человека к Богу, человек делает для себя не нужной, отметает ее, т.е. удаляет себя от Бога и не только себя, но учит этому и других людей. Поэтому Господь и обличает это, говоря: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то́, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное.

Принимая в учет все то, о чем мы говорили, мы видим, что мы должны стремиться к покаянию и бояться самооправдания, для того, что бы нам в сердце быть с Богом, а не почитать Его одними лишь устами. Аминь