Суббота 21 седмицы по Пятидесятнице. О призвании грешников к покаянию.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня в Евангелии мы слушали как Господь пошел в дом мытаря Левия, который сделал для Него в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними. Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.

Фарисеи, исполняя какие-то внешние предписания закона, а порой даже и не закон, а предания старцев, считали себя праведниками, это видно даже и по данному отрывку из Евангелия, где фарисеи других людей называют грешниками, значит себя считают праведниками. Но в Ветхом Завете, чтобы быть праведником, необходимо было исполнить весь закон, а это было не под силу человеку. Закон был дан людям, что бы привести их к покаянию, к осознания своей греховности, к желанию избавится от греха и осознанию, что это невозможно сделать своими силами. Закон был дан, для того, что бы приготовить людей к пришествия Спасителя, Который совершив дело спасения всех людей, дарует людям прощение грехов. Но чтобы простить человеку грехи, он должен хотеть избавиться от греха, должен каяться в своих грехах, потому что насильно исправить человека невозможно. Но фарисеи как мы уже сказали, использовали какие то внешние предписания закона, чтобы считать себя праведниками, т.е. делали для себя невозможным прощение грехов, так как для этого необходимо покаяние, осознание своей греховности, человек должен хотеть избавиться от греха, а если он считает себя праведником, т.е. безгрешным, то естественно для него уже не возможно покаяние.

Мытари и другие грешники осознавали свою греховность, соответственно и не считали себя праведниками, поэтому были готовы к покаянию, к тому, чтобы им были прощены грехи. Поэтому Господь и говорит, что Он пришел призвать грешных, а не праведников к покаянию, так как человека, который считает себя праведником, призвать к покаянию невозможно. А человек, подверженный каким-либо страстями, осознает свою греховность и легко может прийти к покаянию и прощению грехов.

Дорогие братья и сестры!

Мы видим как опасна ситуация, когда мы стараясь исполнять то, к чему призывает нас православная Церковь, начинаем думать о себе, что достигли какой то праведности, что мы лучше других людей, мы видим, что в этом случаем мы не приближаемся, а удаляемся от спасения. Те труды, которые мы совершаем для нашего спасения, должны устремлять нас к покаянию, к тому, чтобы осознать, что своими силами мы не в состоянии избавиться ни от одной из греховных страстей, под властью которых мы находимся, если только Господь нас не избавит и из этого состояния мы должны молиться о помощи и прикладывать от себя все усилия в борьбе со страстями, показывая этим свое желание избавиться от греха, показывая этим свое покаяние. Аминь