Неделя 35. О богатом начальнике.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня в Евангелии мы читали, как Спасителя спросил некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог… Почему Иисус Христос отвечает так, если Он Сам Сын Божий? Потому что этот человек не верит в Него, что Он Сын Божий и обращается к Нему как к обычному, простому человеку, хотя и с уважением, называя Спасителя учителем. Господь с одной стороны отучает его от лести, с другой Он побуждает этого человека к вере, укоряя его за его неверие, показывая, что Ему известно, что он видит в Иисусе Христе только человека, несмотря на все те доказательства, которые Спаситель являл в подтверждение Своей божественности. И дальше Господь показывает этому человеку, что Он не учит ничему противному закону, что все те заповеди, которые были даны в Ветхом Завете, были даны для того, чтобы исполняя их, человек мог обрести жизнь вечную. Сами эти заповеди еще не давали человеку жизни вечной, но они готовили человека к пришествию Спасителя, Который должен открыть для людей дорогу к вечной жизни и дать более совершенные заповеди, что бы человек мог идти по этой дороге, чтобы обрести эту вечную жизнь. Но для того, что бы быть готовым к этим более совершенным заповедям и был дан Ветхий закон, что бы исполняя заповеди этого закона, человек стал способным принять проповедь Иисуса Христа, в которой Господь давал уже более совершенные заповеди, ведущие ко спасению. Поэтому Спаситель и перечисляет ему заповеди Ветхого закона: знаешь, – говорит - заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Если человек исполнил все эти заповеди, значит он готов услышать и более совершенную заповедь, к которой человека и готовили все те заповеди так что:  услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Да, действительно, если человек исполнил заповеди Ветхого закона, значит он был готов, к тому чтобы услышать и исполнить заповедь, которая вела к вечной жизни. И Господь открывает ему эту заповедь. Но человек этот, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. В стенах древнего Иерусалима были ворота очень низкие, они назывались «Игольные уши», в эти ворота верблюду, чтобы пройти, нужно было вставать на колени и в буквальном смысле проползать. Господь упоминает эти ворота, чтобы слушавшие Его люди наглядно могли понять как тяжело богатому войти в Царство Небесное, если для богатого это тяжелее, чем верблюду пролезть через «игольные уши», через которые пройти может не каждый верблюд.

Но про какое богатство, дорогие братья, говорит здесь Господь. Ведь Авраам, отец всех верующих, по земным меркам был богатым человеком и царь Давид был очень богатым человеком, но тот же самый Давид в одном из своих псалмов восклицает: «Аз есмь червь а не человек…». Богатейший человек своего времени искренне считает себя червем. А может ли, дорогие братья и сестры червь быть богатым? И, если человек во глубине своей души считает себя червем, то есть ли ему дело до его богатства? В одной из Своих проповедей Господь дал людям девять заповедей блаженств и первая из этих заповедей гласит: блаженнии нищии духом ибо тех есть Царствие Небесное… Но кто это нищие духом? не думая здесь о каком то  определении этого понятия, а обращая взор на святых, на первом месте как бы невольно встает великий угодник Божий пророк Давид, но почему, почему он искренне, во глубине своего сердца считает себя червем, а не человеком? Наверное потому, что в другом своем псалме он говорит, что беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну, т.е. грех мой постоянно перед моими глазами. Но что значит грех, - это нарушение заповеди, нарушение закона. Если человек постоянно имеет перед глазами своими свои грехи, разве может у него возникнуть мысль, что он исполнил хотя бы одну из заповедей. Какая в этих словах пророка Давида совершенная противоположность тому ответу, который дал в сегодняшнем чтении человек вопрошавший Господа, что он исполнил все заповеди от юности своей. Но разве может человек исполнить все заповеди, разве может быть такое, чтобы человек за всю свою жизнь не совершил ни малейшего нарушения какой либо заповеди. Конечно же такого быть не может и если человек говорит, что он исполнил все заповеди, то он оправдывает сам себя, занимается самооправданием, сам себя делает праведником. Вот оно это богатство, которое никогда не позволит человеку войти в Царство Небесное, это когда человек сам себя без Бога делает наследником этого Царства, когда человек сам себя делает праведником, т.е. достойным Небесного Царства. И не имеет значения богат этот человек в земной жизни или беден, если он себя считает наследником Небесного Царства, он безмерно богат и это богатство – гордость и вытекающие из нее самомнение, тщеславие и прочее. Но гордость растворилась в самой природе человека, с момента грехопадения первых людей, гордость стала неотъемлемой частью природы человека и следовательно нет ни одного, свободного от этой страсти. Поэтому наверное все, кто слушал Спасителя сказали: кто же может спастись? Но Он (Господь) сказал: невозможное человекам возможно Богу. Т.е. только Господь может спасти человека, но для этого человек должен стать нищим, т.е. осознать, что без помощи Божией он не в силах избавиться от греха, человек должен обрести покаяние, постоянный плачь о своих грехах, благодаря только которому он и сможет наследовать вечную жизнь. Аминь.