Среда 34 седмицы. О главной заповеди.

Дорогие братья и сестры!

Однажды один из книжников спросил Спасителя: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею,- вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.

Да, действительно все десять заповедей Моисеева закона можно было разделить на любовь к Богу и к ближнему. А для чего повелевалось приносить всесожжения, приносить в жертву животных, когда последнее полностью сжигалось без всякого остатка? Приносить в жертву животных и вообще все культовые предписания даны были для того, чтобы через них, побуждать и научать людей любви к Богу и к ближнему. Ведь, что значит возлюбить Бога всем сердцем и всею душою? Это значит предать всего себя Богу, все, что есть у человека, все свое существо, всего себя. А что значит для человека, когда он какое-либо животное без всякого порока из своего стада приносит в жертву всесожжения, т.е. так, чтобы оно все сгорело без всякого остатка? Животное, которое человек пас, за которым ухаживал, в котором была частица его души - эта жертва означала, что человек отдал частицу своей души, частицу себя, человек предавал не всего себя Богу, а частицу себя, частицу своей души. Жертва всесожжения приучала и научала людей отдавать от себя что-то Богу. Эта жертва готовила человека к любви, чтобы он, научившись отдавать  от себя какую-то часть, впоследствии мог всего себя без остатка предать Богу. Таким образом повеление приносить в жертву животных дано было  не потому что Господу нужны были эти животные, они Ему конечно же не нужны, а для того, чтобы люди научались любить Бога, чем-то жертвовать для Него.

Значение жертвы всесожжения от которой ничего не оставалось было так же прообразом той любви, когда человек всего себя без остатка предает Богу.

Любовь к Богу не возможна без любви к ближнему, возлюбив Бога всем сердцем и всею душою, человек не сможет не возлюбить своего ближнего, как любимое творение Божие, созданное по Его образу и подобию.

Поэтому книжник и сказал Спасителю: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Действительно всесожжения и жертвы приучали человека отдавать частицу себя, а в любви к Богу человек отдает всего себя. Поэтому Иисус, - как говорится в Евангелии, - видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его. Аминь.