Неделя 7 по Пасхе. Святых отцов 1 Вселенского Собора.

Дорогие братья и сестры!

Сегодняшний воскресный день посвящен святым отцам 1 Вселенского собора. Не случайно мы празднуем этот день в первое воскресенье после Праздника Вознесения Христова. Своим Вознесением Сын Божий завершил дело спасения всех людей, ради которого Он воплотился на земле, а 1 Вселенский Собор был созван против арианской ереси, названной по имени ее основателя Ария, александрийского пресвитера, направленной против Сына Божия и учила, что Он не является единосущным Богу Отцу, а сотворен Отцом во времени.

Господь Иисус Христос не раз в Евангелии призывал иудеев и Своих учеников верить в Него, что Он Сын Божий, говоря, что Я и Отец – едино, что Я в Отце и Отец во Мне, Своему ученику Спаситель говорил: кто видел Меня, тот видел Отца. Но эта тайна Пресвятой Троицы была выше человеческого разумения, человек своим рассудком, поврежденным грехом, не в состоянии был постигнуть этой тайны. Поэтому Спаситель призывал всех к вере, чтобы люди, не имея возможности понять, верили в то, что Он Сын Божий, а в доказательство Он приводил те чудеса и знамения, которые творил среди людей и которые доказывали, что Он говорит истину, так как чудеса эти мог совершать один лишь Бог. Спаситель так и говорил: если не верите Мне, то верьте делам, которые Я творю. Господь призывал всех к вере в то, о чем Он говорил, потому что, чтобы понять все это, человек должен избавиться от всех своих грехов и прегрешений, о чем и говорил Иисус Христос, что если пребудете в слове Моем, то постигните истину и истина освободит вас. Слова: пребудете в слове Моем означают исполнение заповедей Спасителя, или другими словами избавление от всех грехов, потому что грех есть нарушение заповеди. Таким образом, чтобы приблизится к пониманию Таин Божиих, в том числе и того, как Сын Божий может быть единосущным с Богом Отцом и в тоже время быть еще и Человеком таким же как все люди, можно только очищая свою душу от страстей, а понять это рассудком, человеку, не очистившемуся от греха не возможно, каким бы ученым человек не был. Поэтому иудеи, которые считали себя учеными и знатоками закона, не верили Спасителю, потому что не могли понять того, что Он говорил, а гордость от своей учености и многих знаний не давала им смириться и просто верить Спасителю не смотря ни на какие чудеса и знамения, гордость заставляла их закрывать глаза и отворачиваться от этих доказательств. А Спасителю верили простые люди, которые были неучеными, но в знамениях Господа видели непререкаемую истину

Все тоже самое произошло с ересеначальником Арием, который стал своим умом, не очищенным от греха допытываться до тайны единосущия Лиц Пресвятой Троицы, Бога Отца и Сына Божия и, не сумев постичь, он изобрел теорию, которая была понятна его немощному рассудку о том, что Сын Божий сотворен и стал верить в это свое измышление как в непререкаемую истину. Эта ересь со временем распространилась и захватила многих верующих, среди которых были и священнослужители и епископы. Чтобы оградить людей от этого пагубного учения, которое отвращало людей от истин христианского учения, по просьбе императора Константина Великого, который не хотел раздоров в Церкви и был созван в 325 году 1 Вселенский Собор, на который съехалось 318 епископов. На этом соборе свт. Николай архиепископ Мир Ликийских в порыве ревности по чистоте христианской веры ударил Ария по щеке, за что был низложен и отстранен от собора, но ночью некоторые епископы увидели во сне как Пресвятая Богородица возлагает на святителя омофор и поняли, что это была воля Божия, вернув святого на собор. Этот пример показывает нам какой гнев Божий вызывает искажение истинного христианского вероучения.

Арианская ересь была низложена на Соборе. Когда еще последователи Ария упирались в своем учении, святитель Спиридон Тримифунтский вышел, взял кусок плинфы (кирпича), помолился, сжал его в руке, из руки вверх вышел огонь, вниз пролилась вода, а в руке остался песок, после этого чуда, явленного Самим Богом, многие арианские философы отказались от арианства и приняли истинное учение. В этом событии мы видим подтверждение истинности слов Спасителя о том, что кто пребудет в слове Моем, тот обретет истину. Мы видим, что свт. Спиридон, который до своего призвания в епископы был пастухом постиг истину и не просто постиг, а Сам Господь, Который есть Истина изначальная, явил через него доказательства истинного учения, а арианские философы, постигшие все науки того времени оказались врагами истины, потому что не пребыли в слове Господнем, одна из заповедей Которого гласит: научитесь от Меня яко кроток и смирен сердцем, а противопоставлять свое мнение не то что мнению Церкви и святым отцам, но самому Священному Писанию, в котором Спаситель явно говорит: Я и Отец одно, есть гордость, причем безмерная, которая есть прямая противоположность кротости и смирению.

Дорогие братья и сестры!

Через отцов 1 Вселенского Собора говорил Сам Дух Святой, поэтому противиться его постановлениям это хула на СвятогоДуха, которая лишает нас спасения, потому что мы спасаемся покаянием, а хула на Духа Святого по словам Спасителя не прощается человеку. Поэтому будем беречься этого, чтобы нам по милости Божией обрести спасение и жизнь вечную. Аминь.