Понедельник первой седмицы Великого поста

Дорогие братья и сестры!

Все мы вступили на поприще Великого поста, к которому Святая Церковь несколько недель готовила нас. Но и с началом поста Церковь продолжает научать нас для чего мы постимся. А мы должны прикладывать усилия каждый в меру своих сил, чтобы понять это.

Апостол Павел в одном из своих посланий говорит, что наша плоть враждует на наш дух, а дух враждует на плоть. Почему такое происходит, от чего в нас самих такое разделение?

Тело человека и вообще любой организм или растение не берется из неоткуда, а образуется из материи и любой организм имеет сложный состав, он состоит из различных органов, клеток, молекул, атомов и т.д. и когда по каким-то причинам организм умирает, то начинает разлагаться, истлевать и перестает существовать в том виде, в каком пребывал в живом состоянии, но сама материя, молекулы, атомы и пр., не исчезает, а продолжает пребывать, только в другом состоянии. В Священном Писании под землей, из которой был сотворен человек и подразумевается материя, поэтому говорится, что тело человека взято из земли.

Когда тело умирает, то говорят, что оно возвращается в землю, потому что материя, из которого состояло тело не исчезает, а переходит в другое состояние, начинает составлять те вещества, из которых состоит земля. Таким образом, видно, что материя, однажды вызванная к бытию, уже не исчезает, а только пребывает в различных состояниях.

Но душа человека по своей природе простая, не состоит из различных частей или как говорят не многочастна и поэтому не может разложиться на какие-то части, но в тоже время по аналогии с материей, однажды вызванная к существованию уже не может исчезнуть. Чтоже подразумевается, когда говорится о смерти или жизни? Что является жизнью для души? Жизнью для души является благодатное состояние радости, когда она получает радость, то она живет. Смертью души является отсутствие какой-либо радости, это состояние непостижимых мук. Когда первые люди пребывали в раю, то для их душ источником жизни было пребывание и общение с Богом, стремление к Богу, заключающееся в исполнении Его воли, так как Господь является Источником жизни. Когда первые люди преступили заповедь, то лишились этого Источника жизни. Господь говорил людям, что когда они вкусят запретный плод, то смертью умрут. Так и получилось, душа, лишившись для себя пищи, которую она получала в исполнении воли Божией, лишившись для себя Источника жизни, умерла. Но пока душа находится в теле, а оно стало смертным после грехопадения первых людей, на протяжении земной жизни тела, пока душа соединена с телом, от человека сокрыто состояние смерти его души, так как душа получает радость, пищу от злоупотребления телесными и душевными потребностями, получает пищу от греха, питается грехом. Что это значит? Опять же в одном из своих посланий апостол Павел призывает к тому, чтобы люди не превращали попечения о плоти в похоти. Что значит похоть? Это когда человек использует различные телесные потребности не для того, для чего они предназначены, а для получения удовольствий и это является грехом, потому что человек использует эти потребности не для того, для чего предназначены Богом, т.е. человек идет против воли Божией. Например, в человеке есть естественная потребность в пище, но человек использует эту потребность не для того, чтобы поддерживать жизнедеятельность своего тела, а ради получения удовольствия, думает, как получше удовлетворить свой вкус, объедается, ест больше чем необходимо и это называется грехом чревоугодия, который из-за постоянного навыка в этом грехе человека, становится страстью чревоугодия, которая держит человека в своей власти, так как доставляет пищу его душе и душа не может не получать этой пищи, потому что в противном случае начинает мучиться и для человека открывается смерть его души, поэтому душа находится под властью этой греховной страсти, находится у нее в рабстве, душа живет грехом, или как говорит апостол Павел, живет не душа, а грех. Тоже самое и про остальные телесные грехи и не только телесные, но и душевные, которые держат человека в своей власти, к примеру гнев, уныние, гордость. Такой человек называется плотским или душевным, который питает свою душу телесными и душевными страстями, находится под властью их. Тело держит во власти душу не потому, что в теле есть какой-то разум и оно сознательно держит душу в своей власти, а потому что доставляет душе удовольствия. В том то и заключается вся печаль, что разумная, совершенно свободная душа, подчиняет себя, становится рабой совершенно неразумного тела. Разумная душа, созданная совершенно свободной, находится под властью неразумной плоти.

Апостол Павел говорит, что есть человек душевный и есть духовный. А что такое дух, духовный человек? Прп. Макарий Великий говорит, что дух или ум – это то, что устремляет человека к Богу. А что значит стремиться к Богу? Это значит исполнять волю Божию, исполнять заповеди. А грех это есть нарушение заповеди. Т.е. плоть понуждает душу искать себе пищу в похотях, в грехе, посредством удовольствий и держит этим душу в своей власти. Дух же или ум в свою очередь устремляет душу воздерживаться от греха, чтобы избавляясь от последнего, получать пищу в исполнении заповедей Божиих, в стремлении к Богу. Так что, действительно, мы видим, что плоть враждует против духа, а дух против плоти, потому что устремляют душу в стороны совершенно противоположенные. Поэтому когда побеждает дух и человек избавляется от греховных страстей, то становится духовным, его душа полностью подчиняется духу, сама вся становится духом, в такой душе уже может пребывать Святой Дух - третье Лицо Пресвятой Троицы, т.е. Сам Бог. Если же человек без остатка предает себя греховным страстям, делает целью своей жизни стремление к земным благам и удовольствиям, то побеждается его дух и человек становится плотским, или душевным, душа его растворилась в плоти, его мысли и помыслы только о земном.

Так что, дорогие братья и сестры, становиться понятно для чего мы постимся и что нам делать во время поста. Мы должны замечать за собой и бороться со всеми страстями как телесными так и душевными, которые питают нашу душу и не дают осознать нам, что она мертва, потому что лишена жизни, которую доставить душе может один лишь Бог. Эти страсти не дают пробудиться уму, потому что он спит, чтоб понять, что действительные блага, они вечные, что не нужно стремиться к греху и услаждаться им, а сопротивляться, бороться с грехом, чтобы эти блага обрести в жизни вечной. Мы постимся затем, чтобы ум пробудить, чтобы дух укрепить, что возможно лишь с помощью трудов воздержания, что возможно лишь с помощью поста. Аминь.