Среда третьей седмицы Великого поста.

Дорогие братья и сестры!

Сейчас идет Великий пост и все мы по мере сил стараемся воздерживаться от определенных видов пищи. Но это воздержание может послужить нам как на пользу души, так и во вред, а все зависит от нашего отношения к тем трудам, которые мы принимаем на себя во время поста. Если мы воздерживаемся от какой-либо пищи и считаем, что мы трудимся ради нашего спасения, что своим воздержанием мы заслуживаем спасения, то мы не на правильном пути. Если мы воздерживаемся от пищи для того, что бы побороться со страстью чревоугодия, то своим воздержанием мы тревожим эту страсть, она восстает на нас, мы начинаем видеть как она сильна и что мы своими силами не в состоянии избавиться от нее и этими трудами мы приходим к покаянию, мы обретаем покаянное состояние, благодаря которому Господь спасает нас, помогает избавиться от страстей и обрести вечную жизнь. Здесь мы на правильном пути. Все тоже самое и с другими страстями, от которых мы должны воздерживаться. Всего видов страстей семь, каждая из них коренится на другой, начиная с меньшей, сначала идет чревоугодие, потом блуд, сребролюбие, гнев с раздражительностью, уныние, отчаяние, тщеславие и гордость. Посильное воздержание от всех этих страстей и должно вести нас к покаянию, к которому в свою очередь мы не сможем прийти без трудов воздержания, сами эти труды подтверждают наше покаяние на деле, что оно действительное.

Если же воздержание в пищи мы ставим себе в заслугу, что этим воздержанием мы обретаем спасение, то страсть чревоугодия не тревожит нас, и остальные страсти также могут не тревожить нас, они есть в нас, но они спят. Почему? Потому что мы питаем свою душу тщеславием, а эта страсть сильнее и больше всех остальных страстей и поэтому другим страстям нет надобности восставать в нас, так как за тщеславие мы будет наказаны больше чем те, кто злоупотреблял чревоугодием или чем то другим. И такой человек думает, что он избавился от чревоугодия и других страстей, но на самом деле он с ними даже еще и не начинал бороться, просто они его не тревожат и он не видит их в себе.

Ставя себе в заслугу свои труды, человек удаляется от благодати Божией и подпадает под власть врага рода человеческого и это состояние может достичь такой степени, что диавол становится способным творить мнимые чудеса через этого человека, вводя его в еще большее тщеславие мыслями, что он достиг такой духовной высоты, что через него действует благодать Божия, так же и люди, не имея возможности отличить со стороны действительно благодатные дарования от мнимых, начинают превозносить этого человека, чем также усугубляя его пагубное состояние. Мы видим как опасен этот путь и как его надо бояться и молиться Господу Богу, что бы оградил нас от него.

Из жития святых мы знаем, что подвижники уходили в пустыню и там принимали на себя великие подвиги воздержания и через это обретали такое покаяние, что пребывали в постоянном плаче о своих грехах, благодаря чему Господь избавлял их от греховных страстей и уже при этой жизни они обретали Царство Небесное у себя в душе, но все это они приписывали не себе, не своим заслугам, так как себя считали грешнейшими недостойнешими из всех людей, а только лишь благодати и помощи Божией. Вот, дорогие братья и сестры, путь, по которому мы должны стараться идти. Для этого мы должны обязательно относиться к нашему воздержанию с рассуждением. Аминь.