Четвертая неделя Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня в четвертую неделю Великого поста мы вспоминаем прп. Иоанна Лествичника, писателя книги «Лествица». Прп. Иоанн проводил подвижническую жизнь, в шестнадцать лет, будучи уже высокообразованным он ушел в монастырь, где девятнадцать лет пребывал в подвиге послушания, после смерти своего духовного наставника он удаляется в уединенное место, где пребывает в уединении в течении 40 лет, после чего его избирают игуменом монастыря и по просьбе братии он пишет книгу «Лествица», где излагает ступени по которым должен восходить человек в своем духовном совершенстве, двигаясь ко спасению. Мы не будем подробно останавливаться на содержании этой книги, каждый сам должен обязательно со вниманием прочитать ее, укажем только основные моменты, о которых говорится здесь - это отречение от мира, послушание, покаяние, борьба со страстями, достижение совершенства, воскрешение души прежде всеобщего воскрешения. Т.е. в этой книге указывается путь, по которому необходимо идти человеку, желающему обрести вечную жизнь. И то, что прп. Иоанну Лествичнику посвящается Неделя Великого поста говорит о том, что эта книга имеет очень важное значение для нашего спасения. В данной книге показан путь ко спасению для всех нас, для всех людей, не важно в каком они состоят звании. В противном случае отдельная Неделя Великого поста, который соблюдают все верующие не зависимо от их звания и положения, не посвящалась бы прп. Иоанну.

Все мы по мере сил и возможностей стараемся соблюдать Великий пост, и все мы чтим память прп. Иоанна Лествичника, значит его книга «Лествица» предназначена для всех нас, так как прп. Иоанн не просто написал эту книгу, а все те ступени, которые описаны в ней, прошел сам в своей жизни. В этой книге описан путь, по которому должны идти все, кто хочет обрести вечную жизнь, потому что другого пути нет, просто каждый должен идти в меру своих сил в том направлении, которое указано в данной книге. Но, может быть, кому то будет непонятно, как применить к нам, живущим в миру, некоторые моменты, описанные в данной книге? К примеру, как нам отречься от мира, живя в мире, не уходя в пустыню? Но действительное отречение от мира, как нас учат святые отцы, наступает тогда, когда человек избавляется от всех своих греховных страстей, так как мир это и есть совокупность всех тех греховных страстей, под властью которых находится человек. И поэтому тот, кто оставил мирское житие, тем самым не избавился еще от мира, но этим он отрекся от него, положил твердое основание, явил непоколебимое желание бороться с грехом и впоследствии действительно избавиться от мира внутри себя. Вот это отречение от мира, даже, если человек находится в миру и не собирается географически его оставлять, является непременным условием для того, чтобы человек встал на путь спасения, это твердое желание и намерение начать борьбу с грехом для того, чтобы обрести вечную жизнь с Богом и не имеет значение то, что человек физически находится в миру, он отрекается от мира внутри себя, в своей душе и, хотя человек еще мирской, он под властью всех своих страстей, но он полагает твердое желание бороться с этими страстями, т.е. отрекается от них, хотя и находится пока под их властью, это и есть отречение от мира. И вот это твердое намерение бороться с греховными страстями необходимо обязательно, если человек желает обрести вечную жизнь, спастись от вечной смерти и вечных мук. Это намерение необходимо поддерживать в себе, возжигать, так как оно, если его не поддерживать угасает и может совсем угаснуть в человеке.

Точно также и самой борьбе с греховными страстями не препятствует то, где человек находится физически, в миру он, или в уединении, так как сама борьба проходит в человеке, в его душе. Просто степени этой борьбы, степень воздержания, которым человек борет свои страсти могут быть разными, в зависимости от силы воли, произволения, душевной и телесной крепости, силы веры, соответственно и награды в жизни вечной будут разными, соразмерно тем трудам, которые человек понес в своей земной жизни. Так что препятствий для спасения нет ни у кого, даже, если человек живет в миру и обременен житейскими заботами, он все равно может спастись, просто награда у него может быть меньше в жизни вечной, чем у того, кто все оставил и ушел в пустыню. Поэтому путь ко спасению один и он указан в книге «Лествица» прп. Иоанна Лествичника и каждый из нас должен идти по этому пути по мере своих сил. Вот почему мы празднуем сегодня память св. Иоанна Лествичника, так как все мы постимся, чтоб обрести жизнь вечную.

Возможно так же, что кому-то будет непонятно как исполнять труды послушания, живя в миру и не имея духовного наставника, которому можно было бы полностью доверить свою волю? Действительно, еще свт. Игнатий Брянчанинов говорил, что сейчас нет таких духовных наставников, которым можно было бы полностью вверить свою волю. Но на самом деле у нас много возможностей исполнять труды послушания, если мы попытаемся хотя бы не делать все по своему, не настаивать всегда на своем мнении, не требовать чтобы все было по нашему и мы увидим какие открываются для нас бескрайние просторы для совершенствования себя в послушании. При этом, упражняясь в данной добродетели у нас нет необходимости много поучаться как ее исполнять, можно лишь помнить одно наставление святых отцов: «не будь послушен на грех», и мы увидим как действительно много у нас возможностей упражняться в трудах послушания.

Так что, дорогие браться и сестры, книга «Лествица» указывает путь ко спасению всем нам, где бы мы не находились и какой бы образ жизни мы не вели. Если кто-то сомневается в этом, то мы можем привести слова свт. Иоанна Златоуста по этому поводу, который говорит: «но как, скажешь, живя в мире, среди беспокойства, могу я спастись? Что ты говоришь, человек? Хочешь, я кратко укажу тебе, что не место спасает, а образ жизни и произволение? Адам в раю, как бы в пристани, потерпел крушение, а Лот, живя среди содомлян, как бы в море, спасся» (Беседы о покаянии т.2, ч.1). Приведем также отрывок из книги самого прп. Иоанна Лествичника: «будем внимать себе, чтобы, думая идти узким и тесным путем, в самом деле не блуждать по пространному и широкому. Узкий путь будет тебе показан утеснением чрева, всенощным стоянием, умеренным питием воды, скудостью хлеба, чистительным питием бесчестия, принятием укоризн, осмеяний, ругательств, отсечением своей воли, терпением оскорблений, безропотным перенесением презрения и тяготы досаждений, когда будешь обижен - терпеть мужественно; когда на тебя клевещут - не негодовать; когда уничижают - не гневаться; когда осуждают - смиряться. - Блаженны ходящие стезями показанного здесь пути, яко тех есть царство небесное (Матф. 5, 3-12)». Мы видим, что нет никаких преград для того, чтобы нам стремиться исполнять все вышесказанное. Мы видим также, что с воздержанием телесным должно идти вместе и даже в большей степени воздержание от душевных греховных страстей. Так что нам указан путь, нам не надо искать, нам надо только молиться Господу Богу, что бы Он помог нам встать и идти по этому пути. Аминь