Среда шестой седмицы Великого поста.

Дорогие братья и сестры!

Вот приближается к концу Великий пост. Все мы являли воздержание по мере сил и это воздержание должно всегда нас чему-то научать. Воздерживаемся мы в первую очередь в еде, и в частности от мяса и прочих нерастительных продуктов. И с этим воздержанием у нас может возникнуть мысль, что мясо вкушать вредно. К тому же в наставлениях святых отцов для монахов мы встречаем, что вкушать мясо нехорошо. Но почему? Ведь мясо благословил употреблять в еду Сам Господь Бог после всемирного потопа. К тому же, если вспомнить, к примеру, патриарха Авраама, святость которого просияла так, что он считается отцом всех верующих, то Авраам вел кочевой образ жизни, а такие люди, по понятным причинам питаются в основном лишь мясом. Такой же образ жизни вели и следующие патриархи. Иаков и Исав были родными братьями и кушали одну и туже пищу, но в череде ветхозаветных праведников мы видим только патриарха Иакова. А допотопные люди мясо в пищу не употребляли, но, тем не менее все они были истреблены потопом из за разврата за исключением Ноя и его семьи. И получается Ною, который лишь один сохранил веру в истинного Бога и праведность среди всеобщего разврата, Господь благословляет вкушать мясо, ему и всем тем людям, которые стали от него распространяться по земле.

Так что получается дело не в мясе. Но в тоже время, опять же из Ветхого завета мы знаем, что когда люди прогневляли Бога и Господь посылал пророков, предвозвестить, что Он истребит их, то люди обращались к покаянию и при этом накладывали на себя пост. И это было не только у евреев, но и в других, языческих народах, мы знаем, что ниневитяне после проповеди пророка Ионы обратились к покаянию, при этом наложили на себя строгий пост и несколько дней ничего не ели. Т.е. получается, что пост является выражением покаяния, люди перестают вкушать еду, которая является причиной жизни для любого человека и тем самым показывают, что они своими грехами недостойны этой земной жизни и при этом взывают к Богу о прощении. Воздержание от пищи, которая необходима для нормальной жизнедеятельности, является выражением покаяния. Невкушение пищи является выражением на деле, подтверждением покаяния и покаянного состояния человека

Физически мы не в состоянии совсем не вкушать пищу в течении продолжительного времени, поэтому для выражения своего покаяния мы не вкушаем мясо и другую нерастительную пищу. Мы не вкушаем пищу, которая необходима и полезна нам для нашей земной жизни, это очень и очень важно, потому что тем самым мы показываем свое покаяние. Если же мы воздерживаемся от пищи из-за того, что она вредна и неполезна, то здесь нет совершенно никакого покаяния. Если мы не вкушаем пищу, которая нам вредна, то мы и не должны ее вкушать и этим мы не выражаем никакого покаяния.

Так что воздерживаемся от мяса мы, потому что оно полезно и необходимо нам для жизни, что бы тем самым выразить нам покаяние. Поэтому полезно мясо и необходимо, и мы воздерживаемся от него, чтобы явить на деле покаяние.

Но почему при наставлении монахам отцы святые говорят, что вкушать мясо нехорошо? Потому что если человек желает умереть для мира, чтобы жить для Бога, то для него естественным должно стать покаяние и в этом покаянии он должен пребывать всегда. Ведь человек своими силами не в состоянии избавиться от мира, только Господь может избавить его от всех его страстей, но только если человек пребудет в покаянии. Тот, кто являет твердое желание умереть для мира, тем самым обязуется стремиться к покаянию, а воздержанием от мяса это стремление он подтверждает, делает действенным.

 

Поэтому воздержание от мяса хорошо для всех и для мирских, но только к этому стремиться нужно постепенно с учетом состояния здоровья и возможностей.

Мы не вкушаем мясо по постам, это влечет нас к покаянию, дает задел стремиться к покаянию и тогда, когда мы все вкушаем мясо до следующих постных дней больших постов или среды и пятницы. И постепенно укрепляясь в вере, в молитве, в других добрых делах, человек пробует воздерживаться от мяса и в дни непостные, но сначала опять же должно быть покаяние, так как воздержанием человек лишь выражает покаяние. При этом человек должен учитывать свои возможности, здоровье, трудную работу и пр. Так как болезнь или тяжелая работа, когда человек внутри себя стремится к покаянию, также являются внешним выражение такого покаяния вместо воздержания от пищи, так как накладывают на человека такие же труды, а может большие в сравнении с воздержанием в еде. Поэтому, когда такой человек в посту от мяса не воздерживается, то он ни в чем не согрешает, не нарушает никакой заповеди. Вообще нет непосредственной заповеди поститься или мясо не вкушать, если б такая заповедь была, то это невкушение не выражало б покаяния, и не вкушая мясо, мы делали бы то, что должны были делать. Пост заповедуется отцами Церкви, Преданием как средство для спасения, так как спастись человек может только через покаяние.

Само по себе воздержание от какой бы то ни было пищи не имеет совершенно ни какого значения, самим по себе воздержанием мы не делаем ничего плохого и ничего хорошего,

Воздержанием мы являем покаяние, то что оно действенно в нас, являем то, что своими грехами мы заслуживаем самого тяжелого наказания и в подтверждение чего мы принимаем на себя посильное наказание выражающееся в воздержании от какого либо нужного нам вида пищи, в частности от мяса или еще чего-то. Поэтому посредством воздержания мы не становимся хорошими, а лишь показываем, что грехами своими заслуживаем самого тяжелого наказания, и даже недостойны этой земной жизни и что надеемся мы только на милость Божию. Вот что показывает наше невкушение какой либо пищи. Поэтому, если мы решили воздерживаться от чего-то в еде и если вкушаем что то на стороне, когда нас угощают, мы не должны отказываться и говорить, что не вкушаем этой пищи, так как в противном случае, наше покаяние, которое являем мы нашим воздержанием, переходит в тщеславие, которое делает бесполезным все наши покаяннные труды воздержания и не только бесполезными, но даже обращает их во вред.

Но если человек избавился от всех своих страстей и исполняет заповеди Божии, то не имеет для него значения какую пищу он вкушает. Поэтому Авраам и является отцом всех верующих, так как он по повелению Божию, готов был своего единственного родного сына принести в жертву Богу и, следовательно, не имеет совсем значения, то, что он питался одним лишь мясом, если он всего себя, без всякого остатка предал в волю Божию. Ведь, если человек готов принести в жертву Богу единственного сына, то для него не существует его воли, а только воля Божия. Но, если для кого-то не существует его воли, а только воля Божия, то что это как не безграничная любовь к Богу. Вот к этой любви и должны все мы стремиться, ради этого мы и отказываемся от какой-то пищи, которая нам необходима и полезна, чтобы этим воздержанием показать свое желание обрести эту любовь и чтоб Господь по нашему желанию нам даровал ее. А если мы считаем, что вкушение мяса мешает нам быть с Богом и своим воздержанием мы приближаемся к Нему, то это воздержание пробуждает в нас любовь не к Богу, а к самим себе, так как здесь мы безгранично превозносимся. От чего да избавит нас Господь по Своей непостижимой милости и любви к нам. Аминь.