Пятница 32 седмицы. О злых виноградарях.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня в Евангелии мы читали притчу о злых виноградарях, о том, как один человек насадил виноградник, устроил в нем все, что необходимо для сбора плодов, изготовления вина, отдал его виноградарям, а сам отлучился. И вот в свое время он посылает слугу – принять от виноградарей плодов, но они били его и отослали ни с чем и иных посылал к ним слуг и их они то били, то убивали.

Читая данное место из Евангелия на первый план сразу выходят злоба, бессовестность, жестокость и совершенное безумие тех виноградарей, потому что они совершенно не думают, что хозяин виноградника вернется и они понесут наказание, их алчность совершенно ослепляет их ум. Но в данном отрывке на второй план как бы уходят необычайное терпение, великодушие и непостижимая любовь хозяина виноградника к этим виноградарям, ведь когда они бьют или убивают одного слугу, хозяин посылает им другого, надеясь, что его терпение и великодушие пробудит в этих виноградарях совесть, и таких слуг, как мы читаем в притче было не один и не два, а много, здесь действительно хозяин виноградника показывает необычайное долготерпение и любовь. Но это долготерпение и любовь становятся выше любого разумения, когда хозяин посылает им своего любимого сына, надеясь, что они постыдятся его и исправятся. Но эта непостижимая любовь и великодушие хозяина не только не вразумляют виноградарей, а доводят их до беспредельного безумия, они говорят: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше. И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.

Что подразумевается под плодами в этой притче. Господь дал израильскому народу закон, значит под плодами подразумевается исполнение закона, исполнение заповедей. Но люди не в силах были исполнить все заповеди закона, значит под плодами подразумевается покаяние. Закон был дан, чтобы привести людей к покаянию. Но люди по своей гордости не хотели каяться, а хотели быть праведниками. Но праведность это дар Божий, которую человек не может обрести своими усилиями, а только с помощью благодати Божией, избавившись от своих страстей. В Ветхом Завете еще не было той благодати Божией, которая помогает человеку избавляться от своих греховных страстей, поэтому закон был дан, чтобы привести человека к покаянию, приготовить его к приходу той благодати, с помощью которой человек может спастись, потому что без покаяния, без осознания своей греховности и желания избавиться от греха и благодать не сможет помочь человеку, т.к. человека невозможно исправить насильно против его свободной воли. Поэтому от человека требовались плоды покаяния, но вместо того, чтобы отдавать плоды покаяния, люди присваивали себе праведность, которую может даровать только один Господь. А считая себя праведниками, люди до такой степени подпадали под власть страстей тщеславия и гордости, что последние совершенно ослепляли их ум, так что они начинали восставать против самого Господа Бога.

Дорогие братья и сестры!

Мы видим результат, когда человек без покаяния, без борьбы со своими страстями, хочет обрести праведность, начинает считать себя или думая про себя, что он праведник, присваивая себе заслуги за какие-то свои добродетели, а не относя все это к помощи Божией, благодаря только которой человек и может совершить что-то доброе. Мы видим, что человек в такой ситуации совершенно отсекает от себя возможность прийти к покаянию и спастись. Аминь