Четверг 32 седмицы.

Дорогие братья и сестры!
Сегодня в Евангелии говорилось как к Спасителю, когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это? Вроде бы в этом вопросе не было ничего особенного, Спасителя спрашивали на каком основании Он учит в храме, но на самом деле этот вопрос говорил о многом? Господь, проповедуя людям о Царствии Небесном, подкреплял свою проповедь великими чудесами и знамениями, которые являли Его Божественное достоинство, что Он является Сыном Божиим, потому что такие чудеса были подвластны одному только Богу. Этих знамений и чудес было так много, что ни у кого не должно было оставаться и тени сомнений в том, что Иисус Христос является Сыном Божиим, равным по Своему божественному достоинству с Богом-Отцом, т.е. Сам является Богом, а кто имеет большую власть учить в храме Божием как не Сам Господь?. Но что тогда означал вопрос этих первосвященников и книжников, обращенный к Спасителю о том, какой властью Он это делает, если итак было очевидно какой властью Он это делает. Их вопрос означал, что они не хотели верить в то, что Спаситель являлся Сыном Божиим, не смотря ни на какие самые очевидные доказательства. Они просто восставали против явной истины, потому что считали себя праведниками, а эта истина в Лице Господа обличала их.
Мнением о своей праведности эти люди безгранично подчинили себя гордости, эта страсть ослепила их, почему? Потому что, когда человек беспредельно предает себя какой-то страсти, то он действует только по ее внушению, т.е. делает только то, что удовлетворяет эту страсть, потому что когда страсть не получает удовлетворения, она начинает мучить человека, человеку плохо, он страдает и поэтому он делает все, только бы удовлетворить эту страсть, не считаясь ни с каким разумением, т.е. ум человека омрачается, страсть ослепляет его ум. Все это касается в нашем случае и гордости, когда что-то или кто-то ущемляет в человеке это чувство, то гордость начинает мучить человека, ему становится плохо и он начинает враждовать и противиться всему тому, что ущемляет в нем гордость. Даже, если то, что ущемляет в человеке гордость является правдой, то он борется с этой правдой, не обращая внимания на то, что это правда, потому что гордость мучает его и у него одно лишь желание избавиться от этого мучения. А как можно противиться правде? Только с помощью неправды, но тогда человека обличат в неправде и его гордость совсем пострадает, поэтому он преподносит неправду под видом правды, что и является лукавством. Если даже явная истина обличает человека и это ущемляет человека, то он отворачивается от этой истины, обращаясь к лукавству, потому что как мы уже говорили гордость мучает его и омрачает его ум, человек не думает, что он противится истине, а думает только о том, что бы избавиться от мучений, которые причиняет ему ущемленная страсть гордости.
Так что фарисеи, первосвященники и книжники своим самомнением в такой степени подчинили себя гордости, что были не в состоянии признать свою неправоту и весь свой ум обращали к лукавству, чтобы оправдать себя в том, что они не хотели верить, что Иисус Христос был Сыном Божиим, т.е. Богом. Гордость, во власть которой они безмерно подпали мнением о своей праведности, совершенно отсекала для них возможность обратиться к покаянию, к Богу, к истине. Своим лукавством они уходили от явной истины. Поэтому в их вопросе когда после стольких чудес они спрашивают у Спасителя какой властью Он это делает, звучит как бы такой смысл, что как Ты нам не доказывай какой властью Ты это делаешь, мы все равно не поверим.
Но Господь по своему человеколюбию не оставляет этих людей, Он помогает им избавиться от лукавства, потому что в противном случает доказывать им что-либо бесполезно. Господь задает им вопрос, на который ответить с лукавством было невозможно. Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю. Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне. Первосвященники и книжники не верили Иоанну Предтече, но Иоанн Предтеча был великим праведником из-за чего весь народ почитал его за пророка, поэтому Они рассуждали между собою: если скажем: с небес,- то Он скажет: почему же вы не поверили ему? а сказать: от человеков - боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. На вопрос, который задал Спаситель можно было ответить только оставив свое лукавство, но первосвященники и книжники не могут этого сделать, потому что власть гордости была велика над ними, как мы уже говорили, из-за своего самомнения о своей праведности, поэтому они и уходят от ответа. Спаситель побуждает книжников отойти от лукавства, но они не могут этого сделать, потому что самомнение совершенно ослепляет им ум, не имея возможности что-либо сказать в свое оправдание, они просто не хотят отвечать. Следовательно, и им отвечать что либо со стороны Спасителя было совершенно бессмысленно, поэтому Он и говорит им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.
Дорогие братья и сестры!
Сегодняшний отрывок из Евангелия очень важен для нас, так как все мы находимся под властью гордости. И когда мы слышим в свой адрес критику, оскорбление или что-либо неприятное, то в нас помимо нашей воли всплывает обида и не зависимо от того, правы мы или нет, мы начинаем оправдывать себя, а если в человеке есть желание оправдать себя, то ничто не может помешать ему сделать это не зависимо от того, прав он или нет, потому что, если человек не прав, но хочет оправдаться, он естественно прибегает к лукавству, а лукавство это сознательное противление истине, и доказать этому человеку уже ничего не возможно, человек уходит от истины и служит лжи, потому что находится под властью гордости. В душе человек не осознает, не воспринимает, что он служит неправде, неправда для него в том, что ущемлено его чувство гордости, от этого ему плохо и это для него неправда, а самооправдание доставляет человеку облегчение, потому что удовлетворяет чувству гордости, поэтому для него это правда. Человек находится под властью гордости, поэтому, когда эта страсть ущемляется ему плохо, а когда она удовлетворяется, ему хорошо. Так что гордость ослепляет человека, человек начинает служить лжи, считая, что служит истине. Вот почему самооправдание является первым врагом нашего спасения и поэтому мы должны бороться с ним, чтобы с нами не происходило плохого или неприятного, мы должны стараться искать причины только в себе и винить только самих себя, тогда мы начнем стремиться к истине и, следовательно, стремиться быть с Богом. Аминь