Пятница 34 седмицы. О конце этого века. Мк., 13, 1-8.

Дорогие братья и сестры!

Однажды, когда Спаситель выходил из храма, один ученик сказал Ему: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне. Это предсказание исполнилось с точностью, когда впоследствии иудейский народ восстал против Римского владычества, римский полководец Тит осаждал Иерусалим в течении трех лет, после чего город был взят и его сравняли с землей в том числе и Иерусалимский храм, остались только три башни дворца Ирода и часть стены, произошло все это в сентябре 70 года.

Иерусалимский храм в Ветхом завете был единственным в мире храмом, в котором незримо пребывал Сам Господь и в котором совершалось богослужение Единому Истинному Богу. Но когда люди, после пришествия в мир Спасителя, распяли Его, то тем самым они восстали против Бога, отвернулись, отошли от Него и Господь оставил их. И, если до этого Господь хранил Иерусалим и иерусалимский храм, то теперь люди остались без той благодати, которая оберегала их. Своими силами люди сдержать натиск разрушителей не могли, чем больше они сопротивлялись, тем больший гнев и злобу они разжигали у римлян, в результате чего, когда город был взят, в нем в буквальном смысле не осталось камня на камне, а люди были рассеяны по всему миру. На этом видимым образом заканчивался Ветхий завет, потому что жертвоприношения Богу по закону можно было приносить только в иерусалимском храме, а с разрушением храма заканчивались жертвоприношения и соответственно ветхозаветное богослужение, а, следовательно, и Ветхий завет.

И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей: скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда всё сие должно совершиться? Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят. Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть,- но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это - начало болезней.

Ветхий завет прообразовывал собой завет Новый, израильский народ прообразовывал собой народ христианский без различия национальностей. Гибель Иерусалима и окончание Ветхого завета, который был заключен Богом с израильским народом через Моисея, прообразовывал окончание этого видимого мира, когда среди христиан иссякнет вера. Ученики Спасителя находились на пороге Нового завета, еще немного и от них должна была начаться Церковь христианская, во главе которой будет пребывать Сам Иисус Христос, следовательно для них уже не имело особого значения то, когда произойдет разрушение Иерусалима и иерусалимского храма, поэтому Спаситель говорит не про разрушение Иерусалима, а про конец этого века, когда состоится Его второе пришествие, то, что прообразовывало собой разрушение Иерусалима и иерусалимского храма. Но при этом Господь говорит не когда произойдет это событие, о чем Его спрашивают, а о том, чего необходимо остерегаться апостолам. И действительно, главное для человека, не когда наступит всеобщий конец, а то, чтобы не отпасть от истиной веры за время своего земного существования, сберечь свою душу для жизни вечной. Земная жизнь ограничена во времени, и после смерти для души не будет иметь значения когда наступит конец этого видимого мира, для нее будут иметь значение только те дела, которые человек творил во время своей земной жизни. И главное из этих дел то, чтобы человек не отпал от Бога, а искал встречи с Господом Иисусом Христом в своем сердце. Для этого человек должен очищать свое сердце от греховных страстей, так как грех это вражда с Богом и, если он царствует в сердце, то там не может быть Бога. Господь в Своей земной жизни призывал людей покаяться, ибо к ним приблизилось Царство Небесное, таким образом покаяние есть путь к Царству Небесному, путь к Богу. Благодаря покаянию Господь очищает сердце человека от греховных страстей и вселяется в нем. Поэтому Господь и говорит, что многие придут под именем Моим… и многих прельстят. Здесь подразумеваются люди, которые говорят, что верят в Иисуса Христа и почитают Его, но исповедуют учения противные тому, чему учил Господь в Евангелии, учения, которые делают ненужным действительное, истинное покаяние, благодаря которому только человек может обрести спасение. Спаситель предостерегает учеников от ересей и расколов, когда люди будут искажать истинную веру, уводить людей от покаяния и все это они будут делать прикрываясь именем Христа и таким образом прельщать людей, предлагая им более легкий путь ко спасению, не требующий борьбы с греховными страстями, говоря, что этот путь также ведет ко спасению, так как предполагает веру в Христа, но только по своему, но на самом деле этот путь, как мы уже говорили, ведет в погибель, об этом и предостерегает Спаситель Своих учеников. И мы видим как важно это предостережение, так как Господь не предостерегает кроме этого больше ни о чем, говоря о конце света, значит ничто так не отклоняет человека от спасения, как следование искажениям христианской веры, которой научает нас Господь в Евангелии, апостолы и святые отцы и учителя Церкви. Искажения истиной веры уводят человека от покаяния, от борьбы с грехом, поэтому они многих прельстят, так как, если этот легкий путь ведет ко спасению, тогда зачем идти тяжелым путем покаяния и борьбы с греховными страстями, прилагать для этого усилия, если более легким путем тоже можно спастись. Но на самом деле, Господь предостерегая Своих учеников, предупреждает и нас, что легкий путь ко спасению не приведет. А путь лишь один – покаяние, к чему призывает нас Спаситель в Евангелии.

Далее Господь перечисляет признаки, которые будут предшествовать Его второму пришествию и кончине мира. Эти признаки существовали на протяжении всей истории, но Господь называет это началом болезней. Получается, что когда наступят сами болезни, это и будет конец мира. Но что это за болезни? Когда Господь предупреждает учеников не прельщаться теми, кто придет под именем Его, то говорит, что многие прельстятся, значит, начало болезней это, когда многие прельстятся, но не все, когда еще будут оставаться истинные последователи Христа, - кающиеся грешники, когда еще не иссякнет вера среди людей. А сама болезнь, значит, наступит тогда, когда все прельстятся искажениями веры или неверием, которые будут уводить от покаяния, когда не будет среди людей покаяния, иссякнет вера. Таким образом, Господь отвечает ученикам на вопрос когда наступит конец этого века, это наступит тогда, когда все люди прельстятся теми, кто придет под именем Его, когда у Христа уже не будет истинных последователей, когда исчезнет покаяние и иссякнет вера. Господь говорит Своим ученикам, что конец этого видимого мира зависит от людей, от их произволения, насколько люди будут стремиться к покаянию, к борьбе со своими греховными страстями. Т.е. от каждого человека зависит, насколько долго будет существовать этот видимый мир, если человек будет стремиться к покаянию, укреплять в себе веру, то этим он будет укреплять Церковь Христову и отодвигать всеобщий конец, а, если человек будет следовать самооправданию и саможалению, то он будет уходить от покаяния и заглушать в себе веру, и, если это самооправдание и саможаление будут выходить изнутри человека наружу и выливаться в различные учения, в которых покаяние будет упразднено и станет ненужным, то такие люди в своих учениях, прикрываясь именем Христа, будут учить противно Его учению и прельщать других людей, исповедовать Иисуса Христа они будут только устами, сердца же их будут очень далеки от Бога.

Дорогие братья и сестры!

Сегодняшнее Евангелии призывает нас к тому, чтобы мы боролись с самооправданием и саможалением в себе, стремились к покаянию и не прельщались учениями, отличными от учения апостолов и святых отцов православной Церкви. Аминь.