Пятая Неделя Великого поста. Прп. Марии Египетской.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня уже пятая Неделя Великого поста, которая посвящается прп. Марии Египетской. Святая Церковь за три недели до начала поста начала научать нас тому, что мы хотим достичь посредством поста, для чего мы постимся, к чему должны стремиться и чего избегать. Этого Церковь не переставала делать и во время поста, каждая неделя которого была посвящена чему то, что научало нас как нам обрести спасение. Ведь постимся мы для того, чтобы обрести спасение, но можно поститься и не обрести спасение, поэтому Церковь постоянно научала нас как нам использовать пост себе во благо, а не во вред, как посредством поста обрести вечную жизнь, а не усугубить вечные муки. И вот сегодня в пятую неделю Великого поста, который уже подходит к концу, когда в следующую неделю уже будет праздноваться Вход Господень в Иерусалим, это научение достигает как бы верхней точки. Когда мы читаем житие прп. Марии Египетской, нас поражает в нем все, и та бездна греха, в котором она пребывала, и ее необычайное обращение, величайшие подвиги в пустыне и ее необычайная святость. Поражает то, что это была слабая молодая женщина, привыкшая к одним только удовольствиям и жившая ради удовольствий и неожиданно она берет на себя такие подвиги, что даже сама смерть ее не останавливает, как сама она рассказывает, много раз она падала замертво от холода или нестерпимого зноя. Но за всем этим внешним уходит в тень главное, то что же двигало этой слабой женщиной в этих ее непостижимых трудах? А двигало ей одно лишь покаяние, узрела я, говорит она всю ту бездну греха, в котором находилась и ужаснулась. И в ней переменилось все, в ней все перевернулось, бездна греха, в которой находилась ее душа, сменилась безграничным покаянием. И вся ее последующая земная жизнь стала лишь выражением этого покаяния, которое выступало из души наружу и выражалось в ее внешних действиях, в той жизни, которую она стала проводить в пустыне. И мы видим ту необычайную высоту святости, к которой привело ее покаяние, мы видим человека, который при земной жизни стал жителем небесным. И все это стало следствием ее непостижимого покаяния. Которое стало камнем, который не смогло поколебать ничто в этой жизни даже как мы уже говорили смерть, на котором в ее душе был построен храм для Самого Господа Бога, потому что мы видим человека, наделенного благодатью Духа Святого, когда ее встретил старец Зосима.

Неожиданно для себя она осознала насколько своей греховной жизнью оскорбляла Бога, и уже ничто не могло остановить ее в желании быть с Богом, исполнять Его волю, не смотря на всю ту бездну греха, в котором она находилась, ту безграничную власть страстей довлеющих над ней. Она совершенно презрела эти страсти, плюнула на них, хотя они мучили ее, жгли своим нестерпимым огнем, но Пресвятая Богородица и благодать Божия не оставляли ее благодаря ее покаянию, благодаря ее желанию не оскорблять Господа Бога, в котором рождается любовь к Богу. Этот огонь, которым жгли страсти ее душу и внешние телесные скорби от пребывания в пустыне очистили ее душу так, что она стала сиять Небесным светом. Но все это стало возможным одному лишь покаянию, все зло какое только может быть было разбито не то что в дребезги, а в ничто об этот камень покаяния когда святая Мария тихонько молясь в притворе узрела весь свой грех. Какое это благо, в душе вдруг воссиял необычайный свет, который уже ничем не смог быть погашен и который сделал душу святой всю этим светом.

Глядя на жизнь прп. Марии Египетской начинаешь понимать то, для чего все мы постимся. Мы постимся для того, чтоб обрести то покаяние, которое дает возможность Богу очистить нашу душу и сделать нас причастниками жизни вечной. Вот цель поста – обрести покаяние, которое одно только спасает человека, так как своими трудами человек не в состоянии спастись. Покаяние это когда человек осознает свою греховность, что самым незначительным грехом он бесконечно оскорбляет Бога. Не просто Бога, а Того, Кто на деле показал непостижимую любовь ко всем нам, ко всем людям. И это осознание, что человек своим грехом, каким бы не был он большим или не очень, своими раздражением, гневом, неприязнью и пр., так бесконечно оскорбляет Бога, что в нем пробуждается такое покаяние, которое возжигает в нем огонь борьбы с грехом, что человека уже ничто не может удержать в этой борьбе, он слаб, он немощен, он может ничего не может, но он уже не в состоянии остановиться в борьбе с греховными страстями, потому что его влечет то покаяние, которое обрел он и которое проступает в нем наружу в этой борьбе с грехом. Он весь в грехе, он весь под властью всех своих страстей, но в нем уже сияет свет и свет этот сияет через покаяние. Мы видим, что должны стремиться к покаянию, которое спасает нас, Господь спасает нас посредством покаяния. С другой стороны борьба со страстями спасительна только если она совершается по причине покаяния в противном случае эта борьба бессмысленна. Если человек борется со страстями ради того, чтобы быть с Богом, обрести любовь, тогда эта борьба влечет за собой вечную жизнь.

Мы видим так же на примере святой Марии, что спасение доступно всем, кем бы не был человек, каким бы грешным он не был, Господь посредством одного лишь покаяния способен вознести любого человека на бескрайнюю высоту святости. Покаяние влечет человека на борьбу с грехом, которая дает возможность Богу очистить человека от страстей. Поэтому преграды для спасения нет ни у кого. Так что сначала мы должны достигнуть покаяния, которое впоследствии и устремляет человека на борьбу с греховными страстями. Поэтому путь ко спасению открыт для всех, будем же следовать по этому пути с помощью Божией и по молитвам преподобной Марии Египетской. Аминь.