Понедельник 16 недели по Пятидесятнице. О вкушении неумытыми руками.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня в Евангелии мы слушали как люди клали больных на открытых местах и просили Его (Спасителя), чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись. И вот фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима, и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли… зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?

Множество людей прикасаясь только к краю одежды Спасителя исцеляются от всевозможных болезней. Небывалое зрелище, небывалое подтверждение Божественности Иисуса Христа. Во всей истории Ветхого Завета не было таких случаев. Господь не молится, не совершает никаких действий, Он просто проходит мимо, а люди лишь стараются коснуться края одежды и получают исцеление. Кто может исцелить здесь этих людей? Только божественная благодать и эту благодать излучает одежда Спасителя. Но на все это совершенно не обращают внимания фарисеи. Они лишь видят, что ученики Спасителя едят неумытыми руками, что было запрещено преданием старцев, неизвестно откуда взявшимся и почитавшимся наравне с заповедями закона, данными Самим Богом через Моисея.

Фарисеи сознательно или неосознанно не обращают внимание на те чудеса, которые подтверждают божественность Спасителя, а более того требуют от Него, что б Его ученики исполняли какие-то человеческие установления. Т.е. фарисеи, считавшие себя ближе всех к Богу, не смотря на явные доказательства, что перед ними находится Сын Божий, т.е. Сам Бог, не хотят обращать на эти доказательства совершенно никакого внимания, а наоборот от Сына Божия требуют, чтобы Его ученики исполняли какие-то человеческие установления. Это удивительно, что не люди стараются исполнять волю Божию, а Бога заставляют исполнять человеческую волю. Люди совершенно определенно считают себя выше Бога.

Дорогие братья и сестры!

Все вышесказанное имеет непосредственное отношение к нам. Ведь что привело фарисее в такое состояние? То, что они изучали закон, считали себя знатоками закона, учеными, исполняли обрядовые постановления закона, а если не могли исполнить, придумывали какие-то свои установления, которые отменяли то, что они не могли или не хотели исполнить, называя это преданием старцев и все это вменяли себе в праведность. И в конечном итоге получалось то, что они начинали считать себя выше Бога. Мы видим, что данное состояние весьма тяжелое, если не сказать безнадежное. Потому что Господь не может помочь этим людям так как они по своей свободной воле пришли в такое состояние, что считают себя праведниками и что нет ничего выше их правды.

Это состояние не является особенностью каких-то определенных людей, а является особенностью вообще человеческой природы. В свято-отеческой литературе есть такое понятие как «прелесть», когда человек ставит себе в заслугу те труды, которые он предпринимает для своего спасения, благодаря чему начинает считать себя праведником. Когда это состояние достигает какой-то крайней степени, то святые отцы говорят, что этот человек не только не будет слушать никаких наставников, но даже и Ангела, и более того, он не послушает даже Бога, если Тот явится ему. Мы видим, что здесь тоже самое состояние, которое мы наблюдали у фарисеев. Если человек не послушает даже Господа Бога, значит он считает себя выше Бога из-за своей якобы праведности.

Мы видим какую опасность кроет в себе неправильное отношение к тем трудам, которые мы предпринимаем для спасения.

Господь призывал в Евангелии людей к покаянию, значит ветхозаветный закон был дан людям, чтобы посредством него прийти к покаянию. Следовательно и труды, которые предлагает нам Церковь, должны помогать нам обрести покаяние, устремлять нас к покаянию, т.е. в сторону противоположенную той, что бы считать себя праведниками. Поэтому пост, молитву, бдение и пр. называют покаянными трудами, которые должны устремлять нас не к мнению, что мы лучше других людей, а наоборот к осознанию, что мы хуже других людей.

Вот, дорогие братья и сестры, чему научает нас сегодняшнее чтение Евангелия, что бы мы с разумением и рассуждением совершали дело нашего спасения. Аминь.