Понедельник 18 седмицы. Обличение фарисеев.

Мф., 23, 13-22.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня в Евангелии мы слушали как Господь говорит фарисеям, что они сами не входят в Царство Небесное и для других закрывают его.

Фарисеи считались учителями народа вождями его, соответственно, если они сами не входили в Царство Небесное то и других людей уводили от спасения. Почему фарисеи не входили в Царство Небесное? Господь говорит об этом далее, что они поедают домы вдов и при этом сами лицемерно долго молятся напоказ. Ветхозаветный закон дан был людям, чтобы пробудить в них милость, все обряды, все жертвоприношения были направлены на то, чтобы научить человека что-то отдавать от себя Господу. Богу ничего не нужно от человека, Он сам всё даёт ему, поэтому жертвы, которые приносились в ветхозаветным храме, их приносили не потому, что они нужны были Богу, а как раз для того чтобы научить человека что-то от себя отдавать. Эти животные принадлежали человеку, он приобретал их тяжелым трудом, это было что-то его кровное, необходимое для жизни его и его семьи и конечно отдать их просто так было очень трудно для человека. По этой причине в жертву должны были переноситься животные непорочные, потому что животное с пороком становится не нужным человеку и его не жалко отдать. А отдать что-то от себя, наверное и называется милостью. Когда кто-то согрешает против нас и мы можем наказать этого человека по закону, но мы этого не делаем, а прощаем его, то тем самым оказываем ему милость, тоже самое, если человек просит нас о какой-то материальной помощи и мы даем ее , то опять же оказываем милость ему, потому что, если мы даем человеку что-то, что он не заработал или не заплатил за это и по идее он должен нам это вернуть или заплатить, но мы даем просто так не требуя платы и тем самым оказываем милость.

Т.е. закон должен был научать человека милости. И, если фарисеи отбирали имущество у вдов, которые сами находились в нужде, значит они совершали противоположенное тому, чему учил закон. По закону они должны были помогать вдовам, оказывать им милость. Если фарисеи делали то, что противоречило закону и при этом напоказ долго молились Богу, т.е. показывая, что они праведники и тем самым увлекая других людей за собой, сами уходили от исполнения закона и других людей уводили за собой, то естественно, что за это они получали еще большее осуждение.

Фарисеи не соблюдали закон и своим учением искажали смысл закона. Господь им показывает это, говоря горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?... клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем. В Ветхозаветном Завете была традиция приносить клятвы по различным причинам. Клятва - это было торжественное обещание чего-то, к примеру своей правоты, когда нельзя было ее доказать или обещание что-то исполнить, при этом в свидетели приводился Сам Бог, соответственно и нарушение клятвы влекло за собой тяжкое осуждение. Господь объясняет фарисеям, что храм, это место, где пребывает Сам Бог и поэтому клянущийся храмом, соответственно призывает в свидетели Бога, пребывающего в храме, а золото является лишь украшением храма и клясться им не несет в себе совершенно никакого смысла. Т.е. учение фарисеев было бессмысленным. Таким образом они и делами и своим учением уводили людей от истины, при этом показывая себя праведниками и тем самым стараясь привлечь к себе как можно больше людей. Поэтому Господь и обличает их, потому что они сами своим учением уходили от покаяния и пытались увести за собой как можно больше людей.

Дорогие братья и сестры!

В Новом Завете, Господь призывает нас уже не к милости, а дает нам заповедь о любви, когда мы должны любить своих врагов. Но часто бывает, что мы враждуем не только с врагами, но и со своими близкими, потому что считаем, что они неправы по отношению к нам, не понимая, что независимо от того прав кто-то или не прав по отношению к нам, мы не можем с ним враждовать, а должны любить его. Конечно же заповедь эта трудна для нас и недосягаема, исполнить ее мы можем только с помощью Божией, но это как раз и должно нас вести к покаянию, благодаря которому Господь и сможет помочь нам. Но покаяние тоже трудно для нас, потому что делает нас неправедными, плохими, и здесь начинает выступать гордость и очень сильно противиться этому. И мы начинаем оправдываться, потому что хотим быть праведными, хорошими, но это не в наших силах и вместо покаяния, благодаря которому Господь сможет сделать нас праведными, мы начинаем искать оправдания и тем самым искажаем те заповеди, которые дал нам Господь, начинаем придумывать какие-то свои учения, которые идут вразрез с учением Церкви и удаляют нас от спасения. Но мало того, что бы убедить себя в правильности наших учений, мы начинаем и других людей привлекать к ним и таким образом сами себя лишаем вечной жизни и других людей уводим от пути ко спасению и тем самым навлекаем на себя еще большее осуждение.

Вот от такой опасности предостерегает нас сегодняшнее чтение Евангелия. Мы видим, что эта опасность подступает к нам незаметно и нам надо приложить много усилий, чтобы избежать ее и прийти к покаянию, которое доставит нам вечные блага. Аминь.