Вторник 18 седмицы. Обличение фарисеев. Мф 23, 23-26

Дорогие братья и сестры!

В сегодняшнем чтении Евангелия Господь обличает фарисеев и книжников, говоря: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!

Фарисеи и книжники считались учителями народа, учителями закона. Для чего был дан закон? Закон был дан для того, что бы подготовить людей к пришествию Спасителя, пробудить в людях желание быть с Богом, т.е. пробудить в людях веру в Бога, в вечную жизнь, которая была закрыта от людей, но врата которой должен был открыть ожидаемый всеми в еврейском народе Мессия, чтобы люди захотели наследовать эту вечную жизнь, захотели быть с Богом по своему совершенно свободному произволению, потому что человек как образ Божий наделен совершенно свободной волей, которую у него невозможно отнять.

Хотеть наследовать вечную жизнь с Богом значит возлюбить Бога всем своим сердцем, всею душой, потому что невозможно одновременно любить и Бога и то, что враждует против Бога. Так как любить Бога, значит исполнять Его волю, Его заповеди, а грех это нарушение заповеди, т.е. вражда против Бога, поэтому грешить и любить Бога одновременно невозможно. Но по своей греховной природе человек не может не грешить, своими силами человек не может избавиться от греховных страстей, значит в человеке должно быть желание быть с Богом и осознание невозможности избавиться от греха, надежда на милосердие Божие, на то, что Господь простит человеку грехи и поможет избавиться от греховных страстей. Т.е. закон побуждал человека к покаянию, которое укрепляло в человеке веру. При этомневозможнолюбить Бога и не любить человека, как творение Божие. Поэтому надеясь на милость Божию, человек и от себя должен проявлять милость к своему ближнему. Вот это все было главное в законе, для всего этого и дан был закон. А какие то внешние установления закона, в том числе и жертвование десятой части своего прибытка, были даны для того, что бы помогать человеку, ему исполнять главное в законе. Но фарисеи и книжники делали главным исполнение этих внешних предписаний и гордились этим, считая себя праведниками, забывая при этом о главном, о том для чего вообще был дан закон. Таким образом, украшаясь внешним исполнением обрядовых постановлений, они забывали о покаянии, о борьбе с греховными страстями, об очищении души. В этом и обличает их Спаситель, потому что закон, который должен был вести людей ко спасению, они обращали себе в погибель. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Таким образом, праведным человека может сделать только очищение души от греховных страстей. Но закон не давал человеку сил избавиться от греха, поэтому закон побуждал человека к покаянию, через которое человек мог стремиться к праведности. Но когда люди начинали превозноситься исполнением внешних обрядовых постановлений, которые были лишь инструментом, чтобы помочь прийти людям к покаянию, то они делали для себя это покаяние совершенно недоступным. Т.е. фарисеи и книжники устремлялись в сторону совершеннопротивоположную от той, в которую побуждал людей двигаться закон, устремлялись сами и увлекали за собой весь народ. Действительно, какое горе может быть больше того, чем то, что навлекали на себя эти люди.

Дорогие братья и сестры!

Мы видим, что ко спасению мы можем прийти только через покаяние, через борьбу со своими греховными страстями и тогда Господь дарует нам силы избавиться от этих страстей и обрести любовь, которая одна только делает человека праведным и достойным вечной жизни с Богом. Аминь.