Суббота 4 седмицы по Пасхе. О свободе.

Ин., 8, 31-42.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня в Евангелии мы читали как Иисус говорит к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и позна́ете истину, и истина сделает вас свободными. Пребыть в слове Спасителя, значит исполнять то, что Он говорит, исполнять Его заповеди, и те, кто будет исполнять заповеди Спасителя, будут истинно Его ученики. Исполнять заповеди, значит не грешить, так как грех есть нарушение заповеди. Если человек исполняет заповеди, он не грешит. Таким образом, человек пребывает в слове Спасителя, когда избавляется от всех своих греховных страстей, что позволяет человеку познать истину. Следовательно человек познает истину тогда, когда избавляется от своих греховных страстей, без этого познать истину он не может. Почему? Потому что человек судит о всем под влиянием какой-либо страсти во власти которой он находится, страсть ослепляет человека. Истина - это Сам Бог, значит совершенной истиной являются и заповеди Божии, грех есть нарушение заповеди и если человек находится под властью греховной страсти, т.е. человек не может не удовлетворять эту страсть, не может не согрешать, то истиной для него становится удовлетворение этой страсти, таким образом страсть ослепляет человека держа его в своей власти, побуждает человека направлять свой разум на оправдание, оправдание своей страсти, и таким образом враждовать с истиной, просто ее не видеть, не обращать на нее внимания. В свою очередь, когда человек познает истину, то эта истина делает человека свободным от рабства греху, греховным страстям, он не обязан удовлетворять страстям, совершать грех и таким образом враждовать с истиной, потому что человек познал истину и уже свободен от власти неправды.

Иудеи не понимают, что Спаситель говорит им о рабстве греху и поэтому отвечают: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Господь отвечает им то, о чем мы говорили выше: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Если человек знает о чем-то, что это грех, т.е. вражда против Бога и совершает это, значит не может этого не делать, человек хочет исполнять волю Божию, видит в этом для себя благо, но все равно совершает грех, противится воле Божией, значит грех имеет над человеком безграничную власть или другими словами человек находится в рабстве у греха, т.е. совершенно лишен свободы, не может по своей совершенно свободной воле делать, что считает для себя благом, а делает то, что ему вредит, значит человек находится в рабстве у греха.

Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Если человек на словах служит Богу, а на деле раб греха, то такой человек служит Богу, только во время этой короткой земной жизни, после смерти душа человека оказывается в аду. Вечно пребывать с Богом человек сможет только, если станет сыном Божиим по благодати, т.е. свободно и добровольно будет исполнять волю Божию, будет считать для себя это за благо. Но осуществить это своими силами для человека не возможно, так как грех безгранично владычествует над ним, и хотя человек видит благо в исполнении воли Божией, все равно исполняет волю греха, так как находится у последнего в рабстве. Человек может избавиться от рабства греховным страстям, только если Иисус Христос освободит его. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.

Люди, находящиеся под властью страстей, ослеплены ими и не могут видеть истины, они противятся ей, враждуют против нее: знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас. Если человек находится под властью страстей, значит душа его заполнена ложью и истина не может вместиться в ней. Не может в душе одновременно пребывать и ложь и истина, если человек уверует в ложь, то будет отвращаться от истины, враждовать с ней, а, если уверует в истину, то будет отвращаться лжи.

Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего. В Иисусе Христе соединились две природы - божественна и человеческая и Господь как Человек говорит им сейчас, что Он возвещает им волю Божию, т.е. совершенную истину, а люди враждуют против этой истины, потому что не вмещают ее, т.е. делают то, что делает дьявол, который по своей природе является врагом Божиим. Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Авраам был предан воле Божией до такой степени, что готов был пожертвовать Богу единственно своего сына, т.е. самое дорогое, что было у него в этой жизни и не просто готов был, а показал это на деле, не раздумывая и не сомневаясь Авраам готов был и даже начал исполнять то, что было выше человеческого разумения, было невыносимо и не возможно для человека, как причиняющее величайшую скорбь и душевную муку.

Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Иудей считали отцом своим Бога и в тоже время ожесточились против Иисуса Христа, т.е. против того же Бога из-за того, что истина не вмещалась в них, не смотря на то, что Иисус Христос Своими делами и чудесами показывал, что Он Бог. Т.е. они делали то, что делает дьявол по своей природе, враждует с Богом, враждует против истины.

Дорогие братья и сестры!

Данный отрывок Евангелия научает нас со смирением совершать дело спасения. Не пытаться умом понять то, что выше нашего разумения пока мы еще находимся под властью греховных страстей, а стараться бороться с ними, избавляться от этих страстей с Божией помощью и пребывать в слове Божием, чтобы постигать таким образом истину, которая одна только может нас сделать свободными. Аминь.