Среда 7 седмицы по Пасхе.

Ин. 16, 15-23

Дорогие братья и сестры!

Однажды Господь сказал Своим ученикам: Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу. Ученики не поняли и стали спрашивать друг друга, что означают эти слова. И Спаситель отвечает им: Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день вы не спросите Меня ни о чем.

Господь возносится к Богу Отцу и оставляет Своих учеников, но вскоре снова увидит их. Здесь под словом «увидеть» подразумевается пребывать с учениками, но каким образом, если Спаситель вознесется на небо к Богу Отцу? Господь говорит, что когда Он увидит учеников, то сердце их возрадуется, значит, Господь будет пребывать в сердце человека, в его душе. Но почему ученики сначала восплачут и возрыдают? Потому что Господь не может пребывать в душе не очистившейся от греха, поэтому человек должен очистится от греховных страстей, чтобы в душе его мог пребывать Господь Бог. Но борьба со страстями доставляет скорбь человеку, потому что он находится под властью страстей и удовлетворение страсти, удовлетворение какой-либо похоти приносит радость человеку в этом мире, соответственно воздержание от удовлетворения страстям доставляет человеку скорбь. Но эта временная скорбь влечет за собой радость, потому что, избавляясь от страстей, человек дает возможность Духу Святому вселиться в душе человека и пребывать там, как говорят святые отцы, человек стяжает Дух Святой, а в Духе Святом пребывает и Бог Отец и Бог Сын. Таким образом, избавляясь от страстей, под необоримой властью которых пребывает ветхий человек, человек становится новым человеком, в душе которого может пребывать Сам Господь Бог, Который является Источником жизни, Источником вообще всякой радости и поэтому человек обретает радость, которую у него уже никто и никогда не сможет отнять и обретая эту радость он уже не помнит той скорби, которую терпел борясь со страстями на пути к тому, чтобы стать этим новым человеком. Когда человек обретет в своей душе Бога, он обретет ведение, он обретет познание истины, или другими словами Сама Истина будет пребывать в нем и он уже не будет нуждаться, чтобы кого-то о чем-то спрашивать. Но избавиться своими силами от страстей человеку невозможно, если только Господь его не избавит, поэтому в конце нашего сегодняшнего отрывка из Евангелия Спаситель и предлагает Своим ученикам молиться об этом Богу: Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Аминь.