Пятница 4 седмицы. О срывании колосьев.

Мф., 12, 1-8

Дорогие братья и сестры!

Сегодня в Евангелии мы слушали, как Иисус Христос проходил в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?

Мы чувствуем здесь в словах Спасителя, что в человеческом бытии, в человеческих отношениях есть что-то превышающее закон. Тоже самое, когда Спаситель исцелял в субботу и Его укорили, Он сказал, что если ваше домашнее животное упадет в колодец в субботу, разве вы его не вытащите? И фарисеи не могли Ему возразить, хотя вытаскивать из колодца было нарушением субботы, но ни у кого не возникло бы мысли бросить животное в колодце. Если фарисеи не могли ничего возразить, значит, есть что-то в человеке, что превышает закон. Значит, закон был дан человеку, чтобы пробудить  в нем, привести его к чему-то более высокому, чем закон.

Получается, существует правило закона, которое необходимо исполнять, но, если человек оказывается в нужде и помощь ему нарушает это правило закона, то необходимость помочь становится выше этого правила, выше закона.

Давид взалкал и ел хлебы предложения, апостолы тоже взалкали и перетирали в руках колосья и ели, потому что были голодные. У них не было другой еды, им нечего было есть.

Все жертвоприношения были установлены для того, чтобы научить человека милости, научить отдавать от себя что-то. Все это относится и к закону о субботе, человек шесть дней делал, а один день приносил в жертву, в этот день он ничего не делал и ничего не получал для себя. А если человек находится в нужде и сам нуждается в помощи? Как может человек принести что-то в жертву, если у него ничего нет, ему не из чего принести. Апостолы не могли сейчас исполнить закон о субботе потому что у них не было еды, а они были голодны и вынуждены были перетирать колосья чтобы утолить голод. Если б жертвоприношения научали людей милости, а не вели к гордости от формального исполнения правила, то они никогда не укорили бы апостолов за то, что те перетирали колосья, потому что милость внутри этих людей сказала бы им, что в данном случае правило о субботе на апостолов не распространяется.

Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Священники нарушали субботу в храме, принося жертвы, но это не было нарушением закона, потому что сам закон повелевал это делать. Господь в законе запрещал работать в субботу, а священникам в храме повелевал приносить жертвы, а жертвы, как мы уже говорили, должны были научать людей милости, они символизировали милость, значит творить милость в субботу закон не запрещал, а наоборот повелевал. Господь повелевал в законе в субботу творить милость. Апостолы перетирали колосья, потому что нуждались в еде. Осуждать их за это, это все равно, что человеку, упавшему в яму в субботу запрещать прикладывать усилия, чтобы вылезти из нее, т.е. совершенное немилосердие, вместо того, чтобы помочь человеку вылезти, оказать ему милость, чему научал закон делать в субботу. Если в храме священники не нарушают закона, работая в субботу, то с апостолами находился Сам Господь, Который больше храма, Который и дал заповедь о субботе, и если Он не осудил апостолов, значит они не нарушали закон. Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; если бы вы знали, что́ значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы. Бог есть Любовь, а заповедь о субботе научала людей любви к Богу. Субботу человек посвящал Богу, проявлял любовь к Нему и только Богу известно проявил человек любовь к Богу, исполнил заповедь о субботе или нет и поэтому для фарисеев было совершенно бессмысленно укорять Сына Божия, что Его ученики не соблюдают субботу. Аминь.