Неделя 24. Послание к Ефесянам

Еф., 2, 14-22.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня мы слушали послание апостола Павла к Ефесянам, в котором он говорит: Ибо Он (Иисус Христос) есть мир наш, соделавший из обоих (язычников и иудеев) одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею… Иудеи были ближе к Богу, имели Завет с Богом, закон заповедей Божиих, они знали Бога из того, что Он открывал о Себе в законе, язычники не знали Бога, покланялись идолам и пр., Поэтому Иудеи считали себя выше язычников, превозносились, старались не общаться с ними, в следствии чего, язычники относились враждебно к иудеям, между ними была вражда. Это мы видим из отношения Самарян с Иудеями или, как мы читаем в Евангелии, фарисеи, когда привели Спасителя к Пилату, не хотели войти к нему, чтобы не оскверниться, так как хотели есть пасху, т.е. для иудея считалось осквернением войти в дом язычника, каким был Пилат, не смотря на то, что он был начальником, римским наместником над всей их областью, а Иудея находилась тогда под властью Рима, поэтому можно представлять какое было отношение у язычников к иудеям. И вот Иисус Христос упразднил эту вражду Плотию Своею. Господь предал Свое пречистое Тело на Распятие за всех людей, независимо иудей или язычник, Своей крестной смертью Он покрыл грехи всех людей, даровал всем прощение грехов. Грех есть вражда с Богом, Господь примирил людей с Богом и, соответственно между собой, даровав людям прощение грехов Своей Крестной смертью.

Далее Апостол говорит: А закон заповедей (упразднил) учением, дабы из двух (иудея и язычника) создать в Себе Самом одного нового человека… Заповеди, которые давал Иисус Христос – это уже не закон, а учение, потому что за нарушение закона положено наказание (за нарушение заповедей Божиих, наказание смерть), а Иисус Христос даровал людям прощение грехов, так как взял наказание за грехи всех людей на Себя, Себя сделал наказанием за грехи людей, таким образом, Господь исполнил весь закон. Поэтому Иисус Христос дает людям уже не закон, а учение, в котором дает заповеди, которые не отменяют заповеди закона, а дополняют их и делают более строгими и призывает людей к покаянию в том, что они не могут исполнить эти заповеди, чтобы простить им их грехи и помочь избавиться от греха, когда человек прикладывает от себя усилия в борьбе с грехом, являя этим свое покаяние.

Дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, - говорит далее Апостол, - и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. Согрешили все и язычники, не знавшие закона и иудеи, которые имели закон, но не могли его исполнить в полной мере, так как имели поврежденную человеческую природу, умервщленную грехом. Человек находился под властью греха и поэтому не мог не согрешать, закон лишь навлекал на иудеев большее осуждение. Господь в Себе как в Человеке избавил всех людей из под власти греха, и таким образом примирил с Богом, а примирив с Богом, соответственно примирил и между собой в Себе Самом, устроил мир. Все это Господь устроил на Кресте, убив в Себе как в Человеке грех, который и есть вражда. Убил Своей Любовью, когда молился на кресте за тех, которые распяли Его и издевались над Ним, стоя у Креста.

И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. После воскресения Господь принес апостолам благую весть о примирении Бога с людьми и, соответственно язычников с иудеями и теперь человек, дальний или ближний может пребывать с Богом. И язычники и иудеи имеют теперь доступ к Богу, т.е. могут пребывать с Богом в одном Духе. Что значит в одном Духе? Это значит, что у человека, кем бы он не был, одно лишь горячее желание и стремление исполнять волю Божию. А грех – это и есть нарушение, противление воле Божией. Господь посредством Крестной смерти, даровал людям прощение грехов и избавление от греха. И человек посредством покаяния с Божией помощью может избавиться от греховных страстей и пребывать с Богом, о чем говорит Апостол далее: Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

К чему призывали пророки и Апостолы? К вере в Единого Бога, к исполнению Его заповедей и в конечном итоге к покаянию, так как люди находились в рабстве своих греховных страстей. Сам Господь Иисус Христос начал Свое благовествование, когда вышел на проповедь после сорока дней, проведенных в пустыне, призывом к покаянию. И перед Своей Крестной смертью, Господь призывал всех людей взять каждый свой крест и следовать за Ним, т.е. бороться каждый по мере своих сил с греховными страстями и таким образом нести свой крест

И тогда Господь восполняет в человеке то, что последнему не хватает в исполнении заповедей Божиих. Человек борется к греховными страстями, прикладывает от себя все усилия, но он не в состоянии своими силами избавиться от страстей, необходима помощь и, если человек все это делает, ради того, чтоб обрести жизнь вечную с Богом, наследовать Царство Небесное, Господь помогает ему, Иисус Христос Своими страданиями на Кресте восполняет человеку то, что ему не хватает для исполнения заповедей Божиих. Таким образом, другими словами можно сказать, что Иисус Христос является основанием, на котором человек своими уже усилиями, какие может приложить, с помощью Духа Святого строит храм Божий в своей душе, в котором пребывает Сам Господь Бог. Аминь.