Среда 28 седмицы. О последних временах.

Лк., 104 зач., XXI, 5-7, 10-11, 20-2

Дорогие братья и сестры!

Сегодня в Евангелии мы слушали, что когда Господу говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено. И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти? Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное.Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.

Мы знаем, что в 70 году римский военачальник Тит после трех летней осады захватил Иерусалим и разрушил его, а иерусалимский храм был разрушен до основания так, что от него действительно не осталось камня на камне. Господь говорит, что это великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей. За что же свершился такой гнев на народ иудейский? За то, что они распяли Спасителя? – нет, так как этот гнев свершился не сразу после распятия, а через несколько десятилетий. Господь не наказывал Иудеев, а ждал от них покаяния. Чрез Своих апостолов Господь являл силу, которая явно показывала то, что все о чем говорили апостолы была истина, так как они являли силу в чудесах и знамениях, которая могла принадлежать одному только Богу. Т.е. через апостолов Господь призывал иудеев к покаянию такими доводами, которым невозможно было противиться. Конечно же многие уверовали и покаялись, но большая часть иудеев ожесточилась на апостолов и на их последователей, т.е. ожесточилась против истины, против Самого Бога и таким образом эти люди своим ожесточением и явным противлением Богу, сделали для себя невозможным покаяние, которое было единственным средством для человека избавиться вечных мук и обрести вечную жизнь с Богом. Через это люди совершенно отпали от Бога, стали богопротивниками и таким образом сами на себя навлекли тот гнев, который и излился на них при разрушении Иерусалима.

Но почему так произошло с иудеями, ведь это был не просто народа, как все остальные языческие народы, а у иудеев хранилась вера в истинного Бога, им был дан закон Самим Богом, который они должны были исполнять и все они были почитателями этого закона. Получается закон был виноват в том, что их постигли такие бедствия, но этого не может быть, так как закон был дан Богом, Который желает людям одного лишь блага. И здесь вот очень тонкий момент. Закон был дан людям, но в полной мере своими силами человек этот закон исполнить не мог и это должно было вести человека к покаянию, к осознанию своей греховности, для этого были установлены жертвоприношения, которые человек приносил во оставление своих грехов, смерть животных не избавляла человека от греха, но приучала человека к покаянию, чтобы человек осознавал, что за грех, за преступление заповеди следует наказание – смерть, но в данном случае не сам челвоек умирал, а вместо себя приносил в жертву животного, но это как мы уже сказали не избавляло от греха, а было действием символическим, приучающим человека к покаянию, и к тому что за грех следует смерть, это готовило человека к пришествию Спасителя, к пониманию Его проповеди, чтобы человек понимал, что на кресте пострадал Сам Господь Бог, что Он умер как Человек на кресте за грехи всех людей, что Спаситель на кресте победил зло, победил грех, Он Себя сделал наказанием за грехи всех людей и таким образом даровал людям прощение грехов через покаяние. Т.е. закон имел величайший смысл и значение для людей, чтобы привести их к покаяние и подготовить к пришествию Спасителя.

Но в тоже время, если человек в результате того, что он не в стостоянии исполнить своими силами весь закон приходит не к покаянию, а к самооправданию, если он начинает придумывать предания, которые изменяют или отменяют те или иные заповеди, которые человек не может исполнить или они для него трудноисполнимы, то в этом случае человек приходит не к покаянию, а к превозношению. Посредством заокна человек начинает культивировать в себе гордость, начинает превозноситься над другими людьми, народами, сам себя делает идолом для себя, начинает поклоняться своей мнимой праведности. Человек делает ненужным для себя и жертвоприношения, так как они приносились во оставление грехов, а человек считает себя безгрешным и не понятно зачем он их приносит, таким образом из закона, который нес  в себе величайший смысл, человек делал бессмысленный обряд. Т.е. мы видим, что закон, который дан был человеку во благо, этот же человек использовал себе во вред. И поэтому когда пришел Сам Сын Божий, то люди не захотели Его и ожесточились против Него не смотря ни на какие знамения, чудеса и доказательства истинности всего того о чем проповедовал Спаситель. Люди покланялись сами себе, своей мнимой праведности из-за чего превозносились над другими народами и ждали только такого спасителя, который завоюет им весь мир и подчинит им все народы. И ни что не могло отклонить этих людей от того состояния, в котором они находились, они были ослеплены гордостью, которую в себе культивировали внешним исполнением обрядовых постановлений, находились под властью этой гордости, а весь свой рассудок направляли только на то, чтобы оправдать свои действия. Т.е. мы видим в каком печальном и безнадежном состоянии находились эти люди всего лишь из-за неправильного отношения к закону.

Гибель Иерусалима была прообразом конца этого видимого мира, и часто люди, живущие в Новом Завете, задавались вопросом когда наступит этот конец, пытались предсказывать, в различных исторических лицах видели антихриста и пр. Все эти настроения существуют конечно и в настоящее время. Но чтобы нам ответить на вопрос, когда наступит конец этого видимого мира или конец света, как его еще называют, мы должны посмотреть на себя или в себя и подумать как мы относимся к тем трудам, к которым призывает нас Церковь, когда мы стараемся исполнять что-то из этих трудов, что мы начинаем думать про себя, что мы сделали что то хорошее, что мы стали лучше, что мы лучше других людей, которые не делают того, что делаем мы? Если мы так думаем, то мы ничем не отличаемся от тех людей, которые потерпели бедствие при гибели Иерусалима и соответственно мы приближаем конец этого мира. А, если предпринимая труды и усилия для своего спасения, мы начинаем осознавать, что своими усилиями мы не в состоянии избавиться от греха, который делает нас врагами Божьими, повинными вечных мучений, тогда в нас начинает пробуждаться покаянное чувство. К примеру, чем строже мы постимся, тем сильнее обнажается в нас страсть чревоугодия и даже вкушая только хлеб и воду, мы видим, что продолжаем чревоугодничать и не в силах избавиться от этой страсти. Точно также и другие страсти и телесные и душевные, гнев раздражительность, осуждение, превозношение и пр. И таким образом мы приходим к покаянию, к осознанию своей греховности и желанию избавиться от греха и если мы двигаемся по этому пути, то мы будем отоювигать конец света, потому что пока будут существовать кающиеся грешники этого конца не наступит. А сколько будут существовать эти кающиеся грешники известно одному только Господу Богу. Мы не знаем когда наступит конец света, но мы можем прикладывать от себя усилия, чтобы этот конец как можно дольше не наступил, а какие это усилия, мы описывали выше, мы должны стремиться к покаянию и это путь очень узкий, потому что он очень трудный для нас, так как покаяние, покаянное состояние противно нашей поврежденной, греховной природе, человек должен постоянно прикладывать усилия, понуждать себя к покаянию, и поэтому не очень много людей следует этим путем, а путь превозношения и возвеличения себя из-за своих «добрых» дел – это путь очень широкий, потому что он естественен нашей падшей природе, но это путь, который приближает конец этого видимого мира.

Таким образом, дорогие братья и сестры, приближение конца света, зависит не от внешних для нас причин, а от состояния нашей души, всего лишь одно изменение в расположении ума делает нас идущими либо по широкому и легкому пути, либо по узкому, трудному, но благодатному пути к вечной жизни с Богом. Поэтому нам необходимо молиться Господу Богу, Его святым угодникам, что бы по их молитвам Господь даровал нам добродетель рассуждения, благодаря которой мы сможем избавиться от вечных мук и стать причастниками нескончаемых благ. Аминь.