Неделя 21. О гадаринском бесноватом

Дорогие братья и сестры!

В сегодняшнем чтении Евангелия мы слышали, как Господь со своими учениками приплыли в страну Гадаринскую. И на берегу их встретил человек, долгое время одержимый бесами. Бесы сильно мучили этого человека, он разрывал и цепи и веревки, которыми его связывали, чтобы сберечь его, но никто ничего не мог с ним сделать.

И вот, увидев Иисуса, этот человек «пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус, как говорится в Евангелии, - повелел нечистому духу выйти из сего человека». Люди видели в Господе только человека, а бес исповедует Его Богом. Т.е. бес не только верует, а знает, что Иисус Христос есть Сын Божий, но все равно остается бесом. Таким образом, мы видим, для того, чтобы не быть врагом и противником Божиим одной веры мало, нужны еще дела, дела добра, к которым призывает нас Господь и, Который Сам является Источником всего добра и Сам есть Добро изначальное. Но для бесов добро невозможно, так как их природа есть зло они сами являются источником зла, которое существует только при условии отсутствия добра, так же, как и тьма существует только при условии отсутствия света, при появлении света, тьма естественно исчезает. Поэтому само приближение Господа для бесов невыносимо и они хоть и дерзко, но умоляют Спасителя, чтобы не повелел им идти в бездну, а войти в свиней, которые паслись неподалеку. И Господь позволяет им. Для чего? Во-первых, чтобы показать всю беспредельную злобу бесов, так как они сразу же уничтожают тех свиней, в которых сами же просились войти, что бы избавиться от бездны. Т.е. чтобы удовлетворить свою злобу бесы не могут остановиться от того, что бы, не вредить самим же себе, уничтожая то, что могло бы удержать их от бездны, которую они так боятся, т.е. показывают свое совершенное безумие. Поэтому и люди, проявляя злобу, показывают свое безумие и часто в этом безумии вредят самим себе.

В тоже время Господь показывает и всю беспомощность бесов при всей их злобе, что без повеления Божия, они не могут прикоснуться даже к свиньям.

Господь так же показывает какой опасности подвергался человек, которого Он избавил от бесов, и что в этом бедственном состоянии Он не оставлял этого человека, потому что в противном случае бесы сразу же погубили бы его. Господь показывает этим Свое промышление о всех людях и о каждом человеке в отдельности, в каком бы состоянии человек не находился.

Всем этим Господь показывает Свое всемогущество, чтобы привлечь людей, живших в той стране к познанию Своего божества. Но от всего этого люди лишь ужасаются и в страхе просят Господа удалиться от них. И просил Его – говорится в Евангелии - весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом.

Люди были в страхе, потому что был нарушен размеренный, привычный порядок их бытия, к которому они привыкли. Они в страхе, потому что что-то вышло из рамок привычного им мировоззрения. Т.е. они показывают свою неготовность к тому, что бы измениться для того, чтобы быть с Богом, показывают свою неготовность к принятию Евангелия, которое призывает людей к покаянию, к желанию изменить свою жизнь, чтобы быть с Богом.

И Господь оставляет их и лишь человеку, которого Он исцелил, говорит: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

Люди просят Господа удалиться от них. Они показывают свое ослепление. Про таких людей Господь сказал, что они имеют уши и не слышат, имеют глаза и не видят. Эти люди молились Богу, приносили Ему жертвы, и вот сейчас они не могут осознать, что перед ними Сам Господь. То, что сотворил Господь с бесноватым человеком, вызывает в них лишь страх.

И Спаситель оставляет этих людей, потому что, если они остались слепы к той силе, которая была явлена Богом, к тому явному доказательству, что перед ними Сам Господь Бог, то тогда естественно они не будут верить и Его словам. Господь лишь оставляет им исцеленного человека, чтобы он своей проповедью пробуждал их к мысли, что их, в лице Спасителя, посетил Сам Господь Бог, чтобы они были готовы, хотя бы впоследствии принять Евангелие.

В стране Гадаринской Господь совершил проповедь Своими делами, явил Свою божественную силу, которая без сомнения доказывала божественность Спасителя, а люди не поверили и Господь оставил их. Нам явлено намного больше доказательств истинности Евангелия, и Господь приходит к нам тоже и стучится к нам в сердце, но мы не пускаем Его. Потому что пустить Господа в сердце, значит устремить все свои помыслы и стремления к Богу, что является целью нашей христианской жизни, к этой цели мы и должны стремиться, ради этой цели мы совершаем все свои труды и добрые дела, чтобы избавиться от страстей и обрести Бога в своем сердце, стяжать Дух Святой.

В тоже время из сегодняшнего чтения Евангелия мы видим всю ту опасность, которая подстерегает нас, всю ту беспредельную злобу падших духов, которые стремятся завладеть нашим сердцем, чтобы погубить нашу душу, если мы не будем стремиться в этой жизни быть с Богом, стремиться своими добрыми делами и исполнением всего того, что нам заповедано Самим Господом, Которому слава и поклонение во веки веков. Аминь