Неделя о мытаре и фарисее.

Неделя о мытаре и фарисее.

 

Дорогие братья и сестры!

С сегодняшнего воскресного дня мы начинаем подготовку к Великому посту и этот день называется неделей о мытаре и фарисее.

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что' приобретаю.

Как много в этих немногочисленных словах. Фарисей возносит себя на необычайную высоту. Фарисей считает себя лучше грабителей, обидчиков, прелюбодеев из-за того, что он постится два раза в неделю и дает десятую часть из-того, что приобретает.

После грехопадения первых людей человек был под властью греха, греховных страстей, безгрешных людей не было, для человека невозможно было не грешить, не во власти человека было избавится от греха. От греха и греховной страсти человека мог избавить только Бог. Но человек должен был этого захотеть, потому что он создан Богом совершенно свободным, человек абсолютно свободен в выборе между злом и добром. Грех – это зло, потому что есть вражда против Бога, который является Источником добра. Поэтому избавить человека от греха можно только, если он сам этого хочет, для чего человек должен осознать грех, осознать, что согрешая, он совершает зло, т.е. осудить себя, после чего возъиметь твердое желание избавиться от греха - все это есть покаяние. Причем покаяние должно быть не только на словах, но и на деле, человек должен прикладывать все усилия, чтобы избавиться от греха, тем самым он будет показывать действительное, искреннее желание не грешить. Но само это избавление, как мы уже сказали, не во власти человека, для него оно не доступно, избавить от греха может только Сам Бог. Таким образом, для избавления от греховных страстей от человека требуется приложить все усилия и одновременно молитва о том, что бы Господь помиловал и помог избавиться от греха.

Но как можно избавить от греха человека, который считает себя безгрешным, и не просто безгрешным, а что Бог его сделал таким, выше и лучше других людей? Мнение о себе, которое не допускает и намека на покаяние.

Ветхий закон был дан человеку, чтобы привести его в покаяние, к пониманию, что своими силами он не может исполнить весь закон. Но люди начали думать, что исполняя на показ внешние обрядовые постановления закона, они становятся безгрешными. А что у человека в душе, в сердце, этого совершенно не давала человеку осознать гордыня и тщеславия от показного исполнения внешних обрядов.

И вот здесь же в храме в стороне стоял мытарь. Мытари были презренными в иудейском народе людьми, они являлись сборщиками налогов в пользу римского государства, которое считалось захватническим, кроме того мытари злоупотребляли своим начальственным положением, обманывая людей. И вот этот мытарь, на которого показывал фарисей и гордился, что он не такой, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Этот человек, презираемый в иудейском народе, являл собой всю полноту покаяния, дающую Господу возможность избавить человека от греха, о чем и говорит Господь: Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Дорогие браться и сестры! Не зря подготовка к Великому посту начинается с этого отрывка из Евангелия. Однажды собрались несколько старцев и начали рассуждать о том, какая добродетель является самой большей из всех, один говорил - пост, другой - бдение, третий - милостыня, тогда в конце старший из них сказал, что большей из всех добродетелей является рассуждение. Если мы, соблюдая пост, не вкушая какую-то пищу, думаем что этим делаем что-то хорошее и становимся лучше других людей, которые пост не соблюдают, то мы ошибаемся. Мы соблюдаем пост, что бы, во-первых осознать все свою немощь, невозможность своими силами избавиться ни от одной из своих греховных страстей, во-вторых, чтобы осознав наши страсти, начать прикладывать от себя все усилия по борьбе с ними, взывая при этом о помощи к Богу, чтобы Он помиловал нас и избавил от греха. Мы постимся для того, чтобы обрести этот плачь, прийти в то покаянное состояние, которое являл в сегодняшнем отрывке из Евангелия мытарь, который ударяя себя в грудь, показывая этим, что совершенно не находит себе никакого оправдания, лишь взывал «Боже, милостив буди мне грешному».

Дорогие братья и сестры! В самом начале подготовки к Великому посту мы читаем про мытаря, который не постился и был оправдан больше чем фарисей, соблюдавший посты, для чего? Чтобы осознать, что спастись мы можем только через покаяние и больше никак, нет совершенно никаких других путей кроме покаяния. Никакими своими трудами, какими бы они не были, мы не заслужим и не обретем спасение, никакими трудами мы не избавимся от грехов и греховных страстей и не обретем вечную жизнь с Богом. Только благодаря покаянию, когда мы считаем себя достойными самого тяжелого наказания за наши грехи, Бог не по нашим заслугам, а по Своей милости и любви к нам избавляет нас от греховных страстей и делает достойными вечной жизни. Поэтому пост дается нам для того, чтобы прийти к покаянию, к осознанию, что своими грехами мы заслуживаем всякого наказания. Что надеяться мы можем только на милость Божию, что Он простит нас и поможет избавиться от греховных страстей. И мы будем знать, что если мы не делаем чего то плохого, то это Господь помогает нам по Своей милости, а не по нашим заслугам и поэтому мы не лучше тех, кто делает что то плохое, что если бы не благодать Божия незаслуженно и безгранично изливающаяся на нас, то мы делали бы во много раз худшее. Вот зачем нужен пост, чтобы нам прийти к покаянию, чтобы оно вселилось в наших сердцах и никогда не покидало нас. Это тот узкий путь, который только может привести нас к спасению. А широкий путь, это когда мы считаем, что постясь мы становимся лучше чем были раньше, а следовательно лучше других людей, которые не постятся, это тщеславие, это легкий путь, но ведет он в погибель. Знать это все очень важно для нас, потому что покаяние не приходит сразу, с каждым постом оно становится ближе и ближе, пока благодать Божия окончательно не укоренит его в наших сердцах. Аминь.

2019 г.