Неделя по Воздвижении Чеснаго Креста Господня

Дорогие братья и сестры!

На пред идущей седмице во вторник мы с вами праздновали великий праздник Воздвижение Честнаго Креста Господня и сегодняшний воскресный день называется Неделей по Воздвижении.

При чтении Евангелия сегодня мы слушали как Господь говорит народу и ученикам: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Это Он сказал после того, как ап. Петр стал отговаривать Его идти на крестные страдания. Он говорит Петру отойти от Него, потому что он думает не о том, что Божие, а что человеческое. И далее Он не только Сам, но и всех желающих призывает идти за Собой, т.е. открывая путь к вечной жизни, Он всех людей призывает идти по этому пути. Мы видим, что Господь не принуждает, а предлагает следовать за Собой, Он говорит, кто хочет идти за Мною. Т.к. человек наделен совершенно свободной волей, то обрести вечную жизнь и быть с Богом можно только, если человек сам этого захочет. На этот путь человек встает добровольно и первое, что человек должен сделать – это отвергнуться себя. Что значит отвергнуться себя? Что бы понять это свт. Иоанн Златоуст предлагает представить, что значит отвергнуться кого-либо, тогда нам до этого человека совершенно не будет ни какого дела, нам будет все равно что с ним происходит, сытый он или голодный, обижает его кто-то или гонит или хочет убить. Нам все равно, потому что мы отверглись этого человека, теперь, если на место кого-то, кого мы отвергаемся, мы поставим себя, то мы поймем, что значит отвергнуться себя.

Далее, после того как человек отвергнется себя, он должен взять крест свой и следовать за Господом. Т.е. каждый человек может идти по пути ко спасению, Господь не предлагает человеку нести крест выше его сил, а предлагает каждому нести своей крест, т.е. тот, который он может понести.

Для нас крест – это борьба со страстями. Страсти – это то, что доставляет радость, т.е. доставляет жизнь нашей душе в этой земной жизни, но это жизнь временная, разлучаясь с телом, душа в одночасье лишается всей этой временной пищи, которую она получала от удовлетворения своим страстям, угождения плоти и оказывается в состоянии невыносимых, непередаваемых и нескончаемых мук, в состоянии вечной смерти. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Сберегая свою душу, щадя ее, попуская ей жить мирской жизнью, удовлетворяя страстям, человек обрекает ее на вечную погибель. В свою очередь, борясь со страстями, лишая душу удовольствий этой временной жизни, ради того, что бы быть с Богом, человек обретает вечную жизнь с Богом, душа человека обретает вечную, нескончаемую радость от стремления к Богу, от исполнения Его воли.

Ибо какая польза человеку, - говорит Господь - если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Действительно, если человек приобретет все блага, даже весь мир в этой временной жизни, и будет жить одной только радостью от этих благ, не стремясь к Богу, не стремясь исполнять волю Божию, то какая польза будет от этого душе, от этого душе будет только вред, потому что, укоренившись в душе, страсти еще более будут жечь душу, которая не будет иметь никакой возможности удовлетворить их после разлучения с телом. Какая польза тогда будет человеку от его богатства. И чем из всего своего земного богатства, каким бы оно не было большим, человек сможет заплатить за то, чтобы избавить душу от нескончаемых мук?

Единственное действительное богатство для души – это Сам Господь Бог, к Которому и должна стремиться душа, поэтому Господь предупреждает: кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И дальше Господь добавляет: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. Это Господь говорит про святых, которые еще при жизни избавлялись от своих страстей, душой своей умирали для этой жизни и жили с Богом в душе, душою пребывали в Царствии Небесном. С этих святых мы и должны брать пример, их усердию и должны ревновать, только каждый в меру своих сил, потому что у каждого свой крест, который мы и должны нести с верой, надеждой и любовью. Аминь.