ЛОМОНОСОВ-ЗАЩИТНИК НАУКИ И ВЕРЫ

В советское время издавались антирелигиозные брошюры, в которых основоположник русской науки Михаил Васильевич Ломоносов приводился как пример "философа - материалиста". В действительности Ломоносов был не только большим ученым и поэтом, но также верующим человеком и даже защитником веры.
В молодости он хорошо читал и пел в храме на клиросе. Был период, когда он на целый год увлекся одной из северных поморских религиозных сект, но потом вернулся к своей родной матери Православной Церкви, и на всю жизнь.

Защищая теорию Коперника Ломоносов защищал не только науку, но и религию… Он считал, что наука – совсем другая область познания чем религия и две эти области человеческой жизни противоречить друг другу не могут: «Природа и вера суть две сестры родные, и никогда не могут прийти в распрю между собой. Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал свое величество, в другой свою волю, Первая книга – видимый сей мир. В этой книге сложения видимого мира физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных, в натуру влиянных действий, суть то же что в книге Священного Писания пророки, апостолы и церковные учители. Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божественную волю вымерять циркулем. Также не здраво рассудителен и учитель богословия, если он думает, что по псалтыри можно научиться астрономии или химии».

Религиозные воззрения Ломоносова лучше всего отражены в его поэтических произведениях. Словно предчувствуя, что через два столетия о нем будут писать как о «материалисте», Ломоносов слагает такие строки в переложение псалма 26-го:

Услыши, Господи, мой глас,
Когда к Тебе взываю,
И сохрани на всякий час:
К Тебе я прибегаю…
Меня в сей жизни не отдай
Душам людей безбожных,
Твоей десницей покрывай
От клеветаний ложных…
Ко свету Твоего лица
Вперяю взор душевный,
И от Всещедрого Творца
Приемлю луч вседневный…

 

Сколько у Ломоносова таких строк! Удивительно для того времени: первый русский ученый говорит о реальности творения Божьего мира. В одном из лучших своих литературных произведений, в послании к Шувалову – «О пользе стекла, сочетая глубокую научность и высокую поэзию, Ломоносов высказывает даже упрек церковному философу V века, Августину, за то, что он, желая от науки доказать бытие Божие, приводит в пользу этого утверждения только слабые научные доводы:

Ломоносов был убежден, что чем далее наука идет вперед, тем она все больше открывает Божие величие в творении… Так думают и многие ученые наших дней.